Отходно-доходные места. Место девятое: аккумуляторное
Спросила своих знакомых-автовладельцев про аккумуляторы. Половина из десятка опрошенных просто не знают, куда девать отработанную «коробку». То на балкон ее поставят, то в «карман» возле квартиры, то в гараж. Правда, другая половина подробно рассказала, как цивилизованно сдала старье в магазин, получив при этом скидку на новый аккумулятор, или в приемный пункт. Как выяснилось, появилась такая альтернатива в Кузбассе всего лишь несколько лет назад. Схему первыми в России придумали в новокузнецкой компании «АКМО». А теперь они снова первопроходцы уже в организации переработки аккумуляторов.
Аккумуляторная зарядка
У них все начиналось не по стандарту конца 1980-х — начала 1990-х годов. Не торговлей занялся Валерий Зверев, ушедший с шахты, а производством. Засосала его аккумуляторная тема. С одной стороны, купить тогда аккумулятор было проблемой. С другой — понял Валерий Зверев, что «за цивилизованным подходом – будущее». В чем заключается этот цивилизованный подход? Не в продаже, а в производстве и переработке. И все пошло по порядку.
С одним из старейших в России заводов по производству аккумуляторов в Свирске Иркутской области договорился Зверев о сборке аккумуляторов в Новокузнецке. 1991-1993 годы для компании «АКМО» были золотыми. Аккумуляторных заводов по стране работало всего семь. Новое производство в Новокузнецке довольно быстро нашло своих покупателей. За продукцией очереди выстраивались, самолеты специально прилетали из разных регионов страны. В самом Кузбассе до 70% аккумуляторов было с клеймом «АКМО». До сих пор в регионе можно встретить эту продукцию: работают без проблем.
Потом был первый российский кризис. От производства пришлось отказаться, чтобы выжить. Торговали оптом и в розницу всем подряд: мебелью, сантехникой, продуктами, одеждой. Однажды привезли товар в тридцати контейнерах. Таможня до этих пор не оформляла таких больших грузов. Сегодня эти контейнеры стоят во дворе компании и используются, но уже по новому-старому назначению.
Собрать по правилам
Аккумуляторная тема Валерия Зверева не оставляла. Изучались научные разработки, возможности приобретения оборудования для переработки отходов. Популярные свинцово-кислотные аккумуляторы – это 55% свинца, остальное электролит – это серная кислота, пластины и корпус. То есть отходы второго-третьего класса опасности, а при некоторых соединениях свинца – первого.
За последние 15 лет компания дважды пыталась организовать перерабатывающее производство, в частности, на базе Беловского цинкового завода. Даже находились солидные инвесторы для проекта. Но, как говорится, всему свое время. Тогда оно еще не пришло.
А несколько лет назад, когда «отходную» тему власти начали поднимать на щит, новокузнечане вновь активизировались. В 2009 году компания первой в России предложила клиентам сдавать им старые аккумуляторы и покупать новые с 20-процентной скидкой. В магазинах и павильонах компании можно и просто сдать отработанные аккумуляторы. Обычный маркетинговый ход, о котором знает упомянутая выше половина моих знакомых-автомобилистов, теперь используется многими автомагазинами. Можно рассуждать, мало это или много — 200-300 рублей за сданный старый аккумулятор от «легковушки», а можно взглянуть на дело иначе.
По данным «АКМО», ежегодно в Кузбассе подлежит утилизации 20 тысяч тонн свинецсодержащих отходов. По аккумуляторам – порядка 16 тысяч тонн. Таков норматив выбытия аккумуляторов. В пересчете на «штуки», говорит замдиректора компании Александр Ленько, это 2 тысячи в день.
«Из 16 тысяч тонн ежегодно, дай бог, процентов 25-30 собирается цивилизованно, – говорит Александр, которого переманили на работу в Новокузнецк из новосибирского Академгородка (он и занимается сейчас развитием сети приемных пунктов). Остальное. валяется где-то в сарае, у кого-то дома стоит. А настоящая проблема в нецивилизованном, незаконном сборе. Иногда просто гаражные кооперативы обходят и собирают за копейки старые аккумуляторы».
«Черным» сборщикам невыгодно возить аккумуляторы на переработку цельными. Поэтому электролит (он практически ничего не стоит, а его переработка слишком хлопотное дело) просто сливается. Электролит – это порядка 23% в массе аккумулятора. «Представьте, аккумулятор на «Жигули» весит 15-17 кг. На «КамАЗ» – уже 50-55 кг. Чтобы снизить транспортные затраты, сливают электролит в землю или в воду», – говорит Александр Ленько. Ежегодный объем таких сливов в регионе — до 60 полных цистерн. Да и при самой транспортировке, а отправляют их в Тюмень, в Иркутскую область, в Екатеринбург, в Жигулевск, всякое случается. Аккумуляторы повреждаются при тряске, из них выходят вредные пары, свинец, ради которого, собственно, и весь «сыр-сбор». Кроме экологического вреда, это еще и незаконное предпринимательство. Есть, словом, чем заняться Росприроднадзору, да и полиции.
Назад к производству
В ноябре, по словам Валерия Зверева, компания получила долгожданные (оформление заняло полгода) документы на 1,6 га в промышленной зоне Ленинска-Кузнецкого, где действует режим зоны экономического благоприятствования с предоставлением льгот инвесторам. Это будет первый участок под строительство производства по переработке аккумуляторов.
– Транспортировка аккумуляторов на дальние расстояния невыгодна. Тем более, если этим занимаешься по всем правилам, как мы делаем. С сортировкой, упаковкой. Со всеми лицензиями, с обученным персоналом. В Европе уже давно все придумано. Переработка должна быть локальной. По большому счету, в каждом регионе должны быть такие мощности. Наш завод мы будем ориентировать именно на потребности региона.
Сейчас земельный участок есть. Значит, есть возможность начать проектировать завод, — поясняет Валерий Зверев. К весне, если все удачно сложится, начнется само строительство.
Понадобится на все миллионов 100. Можно рассчитать и так, что будет сумма в несколько раз больше. Это если делать ставку на иностранное оборудование. В «АКМО» нашли российские варианты. Пока здесь ориентируются на переработку 12-14 тысяч тонн аккумуляторов. На выходе планируют получать свинец, по возможности перерабатывать остальное содержимое аккумуляторов, остатки – утилизировать. Второй этап развития проекта – выпуск собственных аккумуляторов.
Сейчас у «АКМО» более двух десятков магазинов и более полусотни пунктов сбора старых аккумуляторов. Собирать удается пока до 200 тонн в месяц — и от промышленных предприятий, и от населения. Потому в планах «АКМО» расширять сеть, особенно на севере области (юг и центр более или менее освоен). «Мы, может, и не все сможем «поглотить», не стремимся и убрать с поля тех, кто тоже законно занимается сбором. Но мы хотим вывести все это на новый уровень. От этого уже не отступим», – уверяет Валерий Зверев.
Татьяна ДУМЕНКО.
Кемерово-Новокузнецк.
Фото Ярослава Беляева.
Начало серии публикаций «Отходно-доходные места»
Отходно-доходные места Место первое: шинное
Отходно-доходные места-2. Место второе: золошлаковое
Отходно-доходные места-3.Место третье:макулатурное
Отходно-доходные места-4. Место четвертое: алюминиевое
Отходно-доходные места.Место пятое: «хвостовое»
Отходно-доходные места. Место шестое: ртутное
Отходно-доходные места. Место седьмое: мешочное
Отходно-доходные места. Место восьмое: обогатительное