Актуальное

Отходно-доходные места. Место восьмое: обогатительное

25 июля 2012 | Газета «Кузбасс»

Вот уже 12 лет, как в Кузбассе принято считать, что новые углеобогатительные фабрики – это чуть ли не единственное «чистое» исключение из «грязных» угольных правил. Запущенную в 2000 году в эксплуатацию ОФ «Антоновская» назвали фабрикой нового поколения. И не столько из-за, действительно, современной технологии, сколько из-за экологии. Замкнутый водно-шламовый цикл, примененный на фабрике, с тех пор считается едва ли не гарантией отсутствия отходов. Однако на самом деле до сих пор все обогатительные фабрики отправляют в отвалы до 10% от объемов переработки. Остановить это решили ученые и шахтостроители.

 

Из трубопровода в трубу

 

Вы еще не забыли о проекте транспортировки угля из Кузбасса в Новосибирск по трубопроводу? Его давно разобрали на металлолом, так что вроде бы и незачем помнить о советской идее поставки гидроугольной смеси потребителям в соседней области. Есть знатоки, которые вам покажут, где и что находилось, и какая была прекрасная идея. Там даже можно табличку поставить «Здесь был углепровод» и на этом успокоиться. Да только вот идея и в самом деле была интересная. По крайней мере, тем, что стимулировала появление в регионе новых научных разработок, связанных с водоугольным топливом.

Новокузнецкое ЗАО «НПП «Сибэкотехника» в конце 1980-х годов – тогда, естественно, в статусе госпредприятия (табличка на офисе фирмы еще с тех времен – советская) – участвовало в создании трубопровода. Гендиректор научно-производственного предприятия Владимир Федяев вспоминает, что тогда были планы даже до Урала уголь транспортировать. А проект поставки угля в Новосибирскую область продвинулся довольно серьезно. Пробовали две технологии – советскую и итальянскую. Полученное водоугольное топливо показало себя в топках ГРЭС и ТЭЦ вполне достойно. Но большие эксперименты закончились в начале 1990-х годов – не до углепроводов стало государству.

«Сибэкотехника», пожалуй, была единственной компанией, которая потом упорно напоминала о трубопроводе, предлагая небольшим котельным сжигать водоугольное топливо. Получалось, признаться, не очень. Немного сожгли на промплощадке «Коммунэнерго» в Кемерове, в Мысках, на аглофабрике в Новокузнецке. А потом «сели» на отходную тему: попробовали делать топливо не из угля, а из отходов углеобогащения.

«Отходов в Кузбассе кучи. И мы поставили вопрос о целесообразности сжигания угля в то время, когда в отвалах и отстойниках всего полно. Во-первых, мы высвобождаем уголь, во-вторых, очищаем огромные территории», – поясняет Владимир Федяев.

С 2000 года в Кузбассе строят фабрики, которые в отстойники практически ничего не сливают. Но все равно на фабрике появляются отходы, которые в массе составляют 5-6% от объема переработки. Это глинообразная масса – фильтр-кек, с которым можно «работать», – поясняет Владимир Федяев.

Новое топливо, с отходной основой, попытались сжигать на котельной компании «Заречная». Продлился эксперимент недолго – угольщики хоть и экономили уголь на сжигании, не были до конца удовлетворены эффектом. Потом ученым удалось убедить одного из собственников ОАО «Междуречье» попробовать сжигать в одном котле на обогатительной фабрике другое топливо. «Мы здесь дальше всего продвинулись. Начали в 2009 году, запустили установку, – рассказывает начальник «Сибэкотехники» Василий Мурко. – Сейчас добиваемся того, чтобы топливо было стабильного качества, зольности в 40%. Улучшаем качество не углем, а промпродуктом. Встречались с хозяевами фабрики. Они дали «добро» на реконструкцию комплекса, схемы сжигания. Планируем запустить все в этом году. Будем сжигать часть отходов. А в дальнейшем компания хочет построить новую котельную, где можно будет использовать отходы как топливо».

В настоящее время в Кузбассе эксплуатируются 39 обогатительных фабрик и 12 установок с крутонаклонными сепараторами для обогащения разубоженной горной массы.

На 15 обогатительных фабриках применяются устаревшие технологические водно-шламовые схемы, имеют место наружные гидроотвалы и шламовые отстойники. Начиная с 2001 г. введено в постоянную эксплуатацию 13 обогатительных фабрик с технологической и водно-шламовой схемами нового поколения.

На этих фабриках отсутствует процесс сушки концентрата, а на некоторых даже и флотационный метод обогащения. Водно-шламовые схемы замкнуты, отсутствуют гидроотвалы и отстойники.

 

В настоящее время в Кузбассе эксплуатируются 39 обогатительных фабрик и 12 установок с крутонаклонными сепараторами для обогащения разубоженной горной массы. На 15 обогатительных фабриках применяются устаревшие технологические водно-шламовые схемы, имеют место наружные гидроотвалы и шламовые отстойники. Начиная с 2001 г. введено в постоянную эксплуатацию 13 обогатительных фабрик с технологической и водно-шламовой схемами нового поколения.

На этих фабриках отсутствует процесс сушки концентрата, а на некоторых даже и флотационный метод обогащения. Водно-шламовые схемы замкнуты, отсутствуют гидроотвалы и отстойники.

 Научный подход

 Безотходной технологии обогащения угля в Кузбассе нет, уверяет Игорь Коробецкий, д.т. н., гендиректор ОАО «Центр новых технологий глубокой переработки углей и сертификации», просто потому, что безотходно обогатить топливо невозможно. Другое дело, что есть экология – наука о том, как «использовать все». Топливные брикеты, кирпич, водоугольное топливо – все это можно делать из отходов углеобогащения. Кое-что в Кузбассе уже делали. ЦОФ «Абашевская» еще несколько лет назад славилась не только угольным концентратом, но и кирпичом. «Что конкретно делать с отходами, нужно понимать еще на стадии геологии угольного месторождения. Все зависит от марки угля, его зольности. Но в принципе, существующие в мире технологии позволяют перерабатывать любые отходы, получать любые новые продукты. Просто нужно подобрать каждой фабрике и каждому углю свое», – считает специалист.

Две крупные компании области – «СДС-Уголь» и Кузбасская топливная компания – рассматривают возможность применения новых подходов к переработке угля на своих мощностях. В первом случае речь идет о выпуске легковесного кирпича. Во втором – о создании комплекса глубокой переработки угля для получения топлива высокого качества. Центр, которым руководит Игорь Коробецкий, сейчас подбирает для этих компаний технологии. Правда, когда все это может стать реальностью, никто не знает.

А ректор СибГИУ, д.т.н., профессор Сергей Мочалов рассказал «Кузбассу», что уже и на уровне области глобально ставится вопрос о глубокой переработке топлива. Идея кластера переработки угля и отходов, проект создания которого недавно был направлен в правительство РФ, – это как раз идея комплексной переработки и сырья, и отходов. В частности, ученые СибГИУ, которые принимали участие в разработке кластера, предлагают строить в Кузбассе обогатительные фабрики нового поколения. «Работать она должна по такому принципу. Те отходы, которые получаются в процессе производства, –на ТЭЦ, которая раньше сжигала уголь. Получается тепло, электроэнергия. Плюс экономия угля. При этом отходы сжигать так, чтобы зола была с минимальным количеством углерода. И это будет великолепный строительный материал, на керамику», – считает Сергей Мочалов.

 Показательный пилотаж

 Сегодня в СибГИУ есть установка, которая позволяет эффективно сжигать отходы углеобогащения. Появилась она благодаря усилиям самого вуза и одной из крупнейших шахтостроительных компаний России, новокузнецкой ОК «Сибшахтострой». Осенью 2010 года вуз получил от правительства РФ грант на создание высокотехнологичного производства (был объявлен специальный конкурс для развития кооперации между учебными заведениями и бизнесом). Саму технологию предложил вуз совместно с «Сибэкотехникой». 150 млн рублей на покупку оборудования выделило государство. Столько же вложили шахтостроители. Установку теперь демонстрируют всем заинтересованным угольщикам.

По словам технического директора «Сибшахтостроя» Константина Венгера, компания в этом году сдает в эксплуатацию ОФ «Черниговская-Коксовая». В ней уже предусмотрен котел, который будет сжигать отходы. С владельцем еще одной строящейся фабрики – «Матюшинская» – обсуждается такой же вариант. Продолжается сотрудничество и с ОАО «Междуречье». Константин Венгер говорит, что получается пока лишь с теми, компаниями, чьи собственники лично знакомятся с технологией и «проникаются» темой, которую им предлагают шахтостроители на этапе выбора проекта строительства фабрики.

«Оборудовать фабрику котлами, способными сжигать отходы, – это меньше сотни миллионов рублей. Стоимость всего строительства – не один миллиард. Так что только финансовыми соображениями здесь все не объясняется. Гарантия успеха – это когда хозяин угольной компании понимает и выгоду для себя, и пользу для экологии», – считает Константин Венгер. Пока таких в Кузбассе немного.

 

Лиина Антипенко, д.т.н., действительный член АГН, зам. исполнительного директора ОАО «Сибнииуглеобогащение» по науке и углеобогащению:

– На новых фабриках имеют место потери рядового угля в отходах обогащения.Между тем, согласно Правилам охраны недр, при переработке минерального сырья и производстве работ по обогащению необходимо обеспечивать наиболее полное извлечение и учет основных полезных компонентов и предотвращать нормативные потери.

Считаю, что сегодня целесообразно, в первую очередь, произвести реконструкцию обогатительных фабрик, построенных в период с 50-х по 80-е годы прошлого века с целью сокращения выбросов, загрязняющих окружающую среду. Для этого необходимо, учитывая опыт работы предприятий нового типа, разработать технико-экономические обоснования и доказать, что реконструкция фабрик выгодна.

Положительные примеры повышения эффективности производства и качества продукции на основе модернизации и технического перевооружения уже есть на ЦОФ «Беловская», «Абашевская», «Кузбасская», где прекращен выпуск шламов в отстойники и гидроотвалы. Кроме того, старым фабрикам нужно решить проблему выемки и обогащения шламов, которые находятся в отстойниках и гидроотвалах. По примерным расчетам, у нас более 25 мл. т угля, в том числе коксующегося, находится в отстойниках и шламонакопителях.

 

 

Начало серии публикаций «Отходно-доходные места»

 Отходно-доходные места Место первое: шинное

Отходно-доходные места-2. Место второе: золошлаковое

Отходно-доходные места-3.Место третье:макулатурное

Отходно-доходные места-4. Место четвертое: алюминиевое

Отходно-доходные места.Место пятое: «хвостовое»

Отходно-доходные места. Место шестое: ртутное

Отходно-доходные места. Место седьмое: мешочное

Татьяна ДУМЕНКО.

Фото Ярослава Беляева и Сергея Гавриленко.

Кемерово-Новокузнецк

 

0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс