Ключевая альтернатива

По некоторым оценкам, в Кузбассе сегодня насчитывается около 30 тысяч родников. В этом отношении у нас очень богатая водой область. При этом ученые утверждают, что невозможно найти два совершенно идентичных по гидрокарбонатному составу воды источника, а это значит, что каждый родник имеет свой набор солей и неповторимый вкус.
С 2015 года в нашем регионе проходит областная акция «Живи, родник!». Например, только за прошлый год силами волонтеров, сотрудников промышленных предприятий, представителей власти в области было обустроено 105 родников. К акции присоединились и ученые-биологи из Кемеровского госуниверситета: они разработали собственный научный проект «Родники Кузбасса», в рамках которого планируют создать карту области, где будут отмечаться только те родники, которые изучили и проверили на безопасность ученые. Об этом проекте мы поговорили с его координатором, доцентом кафедры биоразнообразия и биоресурсов КемГУ Дмитрием Сущёвым.
Всё началось с Тайги
– По сути, идея создать такой проект возникла после нашей экспедиции в город Тайга в феврале 2016 года, в так называемую «долину минеральных родников», – рассказывает Дмитрий Владимирович. – Тогда эта история наделала много шума, в том числе и в СМИ. Местный охотник сообщил, что в трех километрах от города в лесу бьют родники. В одном из них вода выходит из-под земли с газами, по запаху напоминающими сероводород, а по «вытеку» происходят отложения минералов. Нас эта информация заинтересовала, мы с нашими химиком и биологом съездили на место, взяли пробы воды из родников. Химический анализ тогда показал, что в воде содержится 850 мг солей на один кубический дециметр, что позволяет называть ее слабоминеральной и лечебно-столовой. Позже уже с командой студентов КемГУ съездили туда, чтобы благоустроить эти источники.
Еще через год, зимой 2017-го, на нашего ректора вышла администрация города Тайги с просьбой, чтобы к ним от университета снова отправили ученых. Проверить качество воды в трех скважинах, которые в середине прошлого века были забиты вдоль реки Китат томскими геологами, и сейчас никем не используются. Многих жителей города на тот момент не устраивало качество воды в городском водопроводе, и интерес местной власти к поиску альтернативных источников был понятен. Была даже идея, если всё будет хорошо, бутилировать из скважин воду. Так вот, анализы показали, что в скважине №2 вода чистая, и ее можно спокойно употреблять даже без доочистки и кипячения. В скважине №3 – вода тоже хорошего качества, но с небольшим превышением по железу. Мы тогда свою функцию выполнили, провели экспертизу и дали заключение, дальше дело за властью и предпринимателями.
Не количеством, а качеством
– Потом к нам стали обращаться за экспертизой родников из других территорий, – продолжает доцент Дмитрий Сущёв. – За два года в итоге мы изучили и обустроили шесть родников: в Тайгинском, Ленинск-Кузнецком, Топкинском, Кемеровском районах. Конечно, можно было и больше, но проведение анализов требует времени и предполагает круг повторностей. Сейчас работаем еще с несколькими родниками. Взяли образцы воды в роднике Душной ключ, что рядом с поселком Утинка в Тисульском районе. Родник оказался минеральным, со своим вкусом и интересным набором солей. Теперь хотим выйти на местную администрацию, чтобы грамотно его благоустроить. Дело в том, что местное население уже много лет набирает здесь воду, в советское время ключ был обнесен бетонными плитами, но теперь они обвалились…
Еще одно направление, которым будем заниматься в нынешнем году, – это родники в деревне Старочервово Кемеровского района.
Спектр исследований
Как напомнил Дмитрий Владимирович, родники относятся к поверхностным водным источникам, и значит качество воды в них в течение разных сезонов способно меняться. В частности, с весенним паводком с поверхностных слоев в родники может выносить различные загрязняющие вещества. А если где-то неподалеку находится мусорная свалка, то это вообще катастрофа! Поэтому, чтобы дать достоверную оценку воде, «мониторить» источник нужно на протяжении нескольких лет. А для того, чтобы получить сертификат на бутилирование воды из родника, на учете он должен пробыть не меньше пяти лет.
– Комплексная оценка воды идет по нескольким ключевым позициям, – поясняет доцент кафедры биоразнообразия и биоресурсов КемГУ. – Во-первых, это физико-химические показатели воды: запах, цветность, мутность и другие. Также смотрится уровень железа, никеля, наличие тяжелых металлов. Этими исследованиями в Кемерове занимается НИИ биотехнолгий КемТИППа. Во-вторых, родниковая вода проходит проверку на бактериальную флору (кишечную палочку и прочее) в Центре гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора по Кемеровской области. Ну, и в-третьих, мы в университете оцениваем воду еще и по «микробиоте», то есть смотрим, какие там присутствуют микроорганизмы, они также могут многое рассказать о роднике. К примеру, планарии (это такие микроскопические черви, которые встречаются только в тех водоемах, где большое количество кислорода и чистые условия обитания) являются биологическим и экологическим маркером качества воды. Большое количество планарий мы обнаружили на дне одного из тайгинских родников.
Или, скажем, наличие в воде диатомовых водорослей и цианобактерий может говорить об определенной минерализации воды, так как для строительства своих панцирей эти микроорганизмы используют минеральные соединения.
Меняем железо на пластик
По словам Дмитрия Владимировича, одной из самых распространённых проблем, связанных с родниками, которые тестировали в рамках проекта «Родники Кузбасса» биологи КемГУ, было превышение в воде ПДК по железу.
– Нам приходится иногда работать с родниками, которые уже были когда-либо обустроены людьми, – добавляет Сущёв. – Зачастую это бывает труба, забитая в землю, либо задействованы другие металлические конструкции, металл окисляется и дает превышение по железу. Выход простой: заменять металлоконструкции на безопасный пластик.
В качестве примера учёный привел историю с родником в селе Чусовитино Ленинск-Кузнецкого района: как только там переделали характер выхода бившего из-под земли родника и заменили железный патрубок на пластиковый, концентрация железа в воде сразу уменьшилась до нормы.
– В Кузбассе по разным подсчетам насчитывается около 30 тысяч родников, – отмечает доцент Сущёв. – Понятно, что на основе одного вуза невозможно изучить и обустроить все родники. Поэтому возникла идея, что мы будем выбирать для исследования один-два родника – желательно рядом с каким-нибудь населенным пунктом, чтобы люди могли ими пользоваться и в дальнейшем.
Портфолио чистой воды
– Вода – это стратегический ресурс, – завершая разговор, подчеркнул Дмитрий Владимирович. – И важно, что у нас в области в последние годы уделяют большое внимание благоустройству родников. Но здесь есть один нюанс. Зачем благоустраивать родник, делать сруб, выкладывать к нему дорожки, лесенки, если он не пригоден для питья? Человек автоматически думает, что если источник благоустроен, значит вода в нем чистая! Мы своим научным проектом «Родники Кузбасса» гарантируем, что вода в тех родниках, которые будут появляться на нашей карте, чистая. Если что-то будет не так, то рядом с родником обязательно будет устанавливаться табличка, скажем «Вода чистая, но есть превышение ПДК по железу», или «Воду из родника пить можно, но желательно фильтровать и кипятить»! Таким образом любой человек будет проинформирован и сам сможет выбирать – пить или нет.
так держать