Философия войны как кабаре

1 сентября 2015 | Газета «Кузбасс»
гастроли1

В рамках федерального проекта «Большие гастроли» в столице Кузбасса накануне Дня шахтера прошли гастроли МХТ им. Чехова. Прославленный московский театр привез в Кемерово два спектакля: нашумевшее в конце прошлого года в столице политическое кабаре «19.14» начинающего режиссера Александра Молочникова и драму «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе Александра Вампилова. В кабаре, кстати, играет (и очень успешно) наш, кемеровский, актер Евгений Сытый.

До тех пор пока…

Надо сказать, что в октябре 2014 года спектакль о Первой мировой войне «19.14» 22-летнего режиссера Александра Молочникова (он же – автор пьесы) стал громким событием театрального сезона. Это история солдат, которых вынужденное ожесточенное противостояние приводит к полному саморазрушению, но представлена она в жанре, который, казалось бы, совершенно не подходит для рассказа о военных доблестях и лишениях. Но вышло, что кабаре в данном случае – идеальная форма для создания (и для осознания!) картины бессмысленности происходящего. И «хозяин тут – конферансье, единственная его цель – развлекать зрителей песнями и весёлыми историями, по крайней мере, до тех пор, пока…». Кстати, тексты зонгов к спектаклю сочинил Дмитрий Быков, музыку – Роман Берченко, конферанс прописали драматурги и сценаристы Александр Архипов и Всеволод Бенигсен.
– Весь процесс создания спектакля от момента задумки занял девять месяцев, – рассказал Александр Молочников. – Было много вариантов, как должна компоноваться пьеса, в какой-то момент возник жанр «кабаре», и уже стали от этого плясать. И тогда стало ясно, что это должна быть история не восточного фронта, а западного. А потом история стала получаться не о Первой мировой войне, а о явлении войны вообще. Поэтому я взял две стороны, которые к нашему зрителю не имеют непосредственного отношения, и, в сущности, это просто вообще о двух воюющих странах, которые думали, что война пройдет очень быстро: ну, неделя, другая… И те думали, что победят, и другие. А потом оказалось, что всё это продолжалось четыре года: со вшами, окопами и прочими ужасами. Когда был написан синопсис, уже стало понятно, что он имеет непривычную структуру. Нет линейного сюжета, единого сквозного героя. А есть персонаж на французской стороне, есть – на немецкой, и ещё герой-конферансье, которого прекрасно играет Артем Волобуев. Вот он и объединяет всё, и является главным героем. Но так как компонуется спектакль довольно необычным способом, то стало ясно, что это какая-то провокативная история, непривычная зрителю. На первых спектаклях зритель пытался «въехать», как это всё работает: почему люди начинают вдруг петь ни с того ни сего, почему они потом все говорят лицом в зал и так далее. Все-таки жанр кабаре не слишком часто встречается в Москве. И главный посыл спектакля: война – это плохо. Это остервенелая ненависть друг к другу, взаимное кровопролитие. Всё. Никаких дополнительных «месседжей» спектакль в себе не несет.
гастролиИ если в первой половине спектакля всем как-то смешно и весело – условная война в шутках и песнях, то наступает момент, когда понимаешь: страдания и смерть не залакировать никакими нарочито веселыми сценами. Внезапный переход от «смеха» к «слезам» просто оглушает. Когда понимаешь: настоящая трагедия – всегда настоящая.

Продолжение следует

Надо сказать, что федеральный проект «Большие гастроли» – это не какая-то одноразовая акция с приездом Художественного театра в Томск и Кемерово. Это огромная программа, которая реализуется по инициативе администрации президента и министерства культуры РФ уже второй год. В 2014-м
был создан федеральный центр поддержки гастрольной деятельности, перед которым стоит задача возродить ту гастрольную практику, что была широко распространена в Советское время.
– Чтобы довести даже в удаленные регионы России качественные спектакли, хорошие, действительно ведущие театры, – объясняет Антон Прохоров, генеральный директор федерального центра гастрольной деятельности. – В программе 21 участник. Это крупнейшие театры, которые выезжают со своим репертуаром и показывают свои спектакли в том виде, в котором они идут на стационарной площадке. С полным комплектом декораций, с полным актерским составом. География проектов охватывает территорию от Магадана до Калининграда и городов Республики Крым. Причем в этом году у нас был такой интересный эксперимент: мы привлекли к участию в программе ведущие театральные вузы. Школа-студия МХАТ, театральный институт имени Щепкина и ГИТИС выехали на гастроли вместе со своими театрами-патронами.
Министерство культуры РФ уделяет огромное внимание «Большим гастролям». Несмотря на то, что этот год экономически был очень тяжелым, министерство все-таки сохранило финансирование в полном объеме, а грамотная логистика (объединение регионов в одну цепочку) позволила практически за те же деньги, что были в прошлом году, почти в полтора раза увеличить количество спектаклей и показов. А поскольку в проекте участвуют такие замечательные театры, то вопрос выбора репертуара не стоит. Потому что в репертуаре этих театров плохих спектаклей нет. Вопросы только технические: что способна принять та или иная площадка и пожелания от регионов. А именно: что мы, кузбассовцы, хотим видеть.
Евгения РАЙНЕШ.

Другие статьи на эту тему

Фото: Кемеровского областного театра кукол

Куда кузбассовцам сходить с детьми на выходных?

Библионочь, и спектакль — посещение любого из этих событий понравится ребятишкам, и не оставит равнодушными их родителей.

06 апреля
Фото: Фёдора Баранова

В кемеровском Театре для детей и молодежи состоится благотворительный спектакль

Постановка о маленьком человеке, его растерянности и желании понять происходящее — лауреат международных фестивалей

20 августа

История, которая случилась с Великаном

22 августа в кемеровском Театре для детей и молодежи премьера спектакля «Мальчик и Великан».

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети