Философия войны как кабаре

1 сентября 2015 | Газета «Кузбасс»

В рамках федерального проекта «Большие гастроли» в столице Кузбасса накануне Дня шахтера прошли гастроли МХТ им. Чехова. Прославленный московский театр привез в Кемерово два спектакля: нашумевшее в конце прошлого года в столице политическое кабаре «19.14» начинающего режиссера Александра Молочникова и драму «Прошлым летом в Чулимске» по пьесе Александра Вампилова. В кабаре, кстати, играет (и очень успешно) наш, кемеровский, актер Евгений Сытый.

До тех пор пока…

Надо сказать, что в октябре 2014 года спектакль о Первой мировой войне «19.14» 22-летнего режиссера Александра Молочникова (он же – автор пьесы) стал громким событием театрального сезона. Это история солдат, которых вынужденное ожесточенное противостояние приводит к полному саморазрушению, но представлена она в жанре, который, казалось бы, совершенно не подходит для рассказа о военных доблестях и лишениях. Но вышло, что кабаре в данном случае – идеальная форма для создания (и для осознания!) картины бессмысленности происходящего. И «хозяин тут – конферансье, единственная его цель – развлекать зрителей песнями и весёлыми историями, по крайней мере, до тех пор, пока…». Кстати, тексты зонгов к спектаклю сочинил Дмитрий Быков, музыку – Роман Берченко, конферанс прописали драматурги и сценаристы Александр Архипов и Всеволод Бенигсен.
– Весь процесс создания спектакля от момента задумки занял девять месяцев, – рассказал Александр Молочников. – Было много вариантов, как должна компоноваться пьеса, в какой-то момент возник жанр «кабаре», и уже стали от этого плясать. И тогда стало ясно, что это должна быть история не восточного фронта, а западного. А потом история стала получаться не о Первой мировой войне, а о явлении войны вообще. Поэтому я взял две стороны, которые к нашему зрителю не имеют непосредственного отношения, и, в сущности, это просто вообще о двух воюющих странах, которые думали, что война пройдет очень быстро: ну, неделя, другая… И те думали, что победят, и другие. А потом оказалось, что всё это продолжалось четыре года: со вшами, окопами и прочими ужасами. Когда был написан синопсис, уже стало понятно, что он имеет непривычную структуру. Нет линейного сюжета, единого сквозного героя. А есть персонаж на французской стороне, есть – на немецкой, и ещё герой-конферансье, которого прекрасно играет Артем Волобуев. Вот он и объединяет всё, и является главным героем. Но так как компонуется спектакль довольно необычным способом, то стало ясно, что это какая-то провокативная история, непривычная зрителю. На первых спектаклях зритель пытался «въехать», как это всё работает: почему люди начинают вдруг петь ни с того ни сего, почему они потом все говорят лицом в зал и так далее. Все-таки жанр кабаре не слишком часто встречается в Москве. И главный посыл спектакля: война – это плохо. Это остервенелая ненависть друг к другу, взаимное кровопролитие. Всё. Никаких дополнительных «месседжей» спектакль в себе не несет.
гастролиИ если в первой половине спектакля всем как-то смешно и весело – условная война в шутках и песнях, то наступает момент, когда понимаешь: страдания и смерть не залакировать никакими нарочито веселыми сценами. Внезапный переход от «смеха» к «слезам» просто оглушает. Когда понимаешь: настоящая трагедия – всегда настоящая.

Продолжение следует

Надо сказать, что федеральный проект «Большие гастроли» – это не какая-то одноразовая акция с приездом Художественного театра в Томск и Кемерово. Это огромная программа, которая реализуется по инициативе администрации президента и министерства культуры РФ уже второй год. В 2014-м
был создан федеральный центр поддержки гастрольной деятельности, перед которым стоит задача возродить ту гастрольную практику, что была широко распространена в Советское время.
– Чтобы довести даже в удаленные регионы России качественные спектакли, хорошие, действительно ведущие театры, – объясняет Антон Прохоров, генеральный директор федерального центра гастрольной деятельности. – В программе 21 участник. Это крупнейшие театры, которые выезжают со своим репертуаром и показывают свои спектакли в том виде, в котором они идут на стационарной площадке. С полным комплектом декораций, с полным актерским составом. География проектов охватывает территорию от Магадана до Калининграда и городов Республики Крым. Причем в этом году у нас был такой интересный эксперимент: мы привлекли к участию в программе ведущие театральные вузы. Школа-студия МХАТ, театральный институт имени Щепкина и ГИТИС выехали на гастроли вместе со своими театрами-патронами.
Министерство культуры РФ уделяет огромное внимание «Большим гастролям». Несмотря на то, что этот год экономически был очень тяжелым, министерство все-таки сохранило финансирование в полном объеме, а грамотная логистика (объединение регионов в одну цепочку) позволила практически за те же деньги, что были в прошлом году, почти в полтора раза увеличить количество спектаклей и показов. А поскольку в проекте участвуют такие замечательные театры, то вопрос выбора репертуара не стоит. Потому что в репертуаре этих театров плохих спектаклей нет. Вопросы только технические: что способна принять та или иная площадка и пожелания от регионов. А именно: что мы, кузбассовцы, хотим видеть.
Евгения РАЙНЕШ.

Другие статьи на эту тему

Театральный сезон «особого режима»

Кемеровская драма уходит на каникулы. Чем был примечателен прошедший сезон? Как пережил театр отсутствие зрителя во время пандемии? Какие планы на будущее? Об этом говорим сегодня с Алексеем Разуковым и Антоном Безъязыковым.

11 июня

Артисты кемеровского драмтеатра покажут спектакль на улице

Артисты кемеровской драмы выступят на новой площадке – прямо на парковке у театра. 12 июня…

27 мая

Артисты музтеатра готовят спецконцерт ко Дню защиты детей

Онлайн-концерт для маленьких слушателей будет называться «Ну-ка, все вместе». И 1 июня в 12-00 ребята…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети