Чистый и комфортный регион
Сегодня в Междуреченске при участии губернатора Сергея Цивилева, экспертов Минэнерго РФ, контролирующих структур и специалистов угольных предприятий страны проходит совещание, посвященное улучшению промышленной безопасности на угледобывающих и горнорудных предприятиях России. В том числе будет обсуждаться тема экологической безопасности, которая реализуется у нас в рамках проекта «Чистый уголь – чистый Кузбасс». В минувшую пятницу на брифинге глава региона рассказал журналистам о реализации комплексной программы «Чистый Кузбасс».
Без недостроя!
Как сообщил Сергей Евгеньевич, этим проектом в Кузбассе занялись еще в прошлом году, когда при составлении Стратегии социально-экономического развития региона до 2035 года учитывались вопросы создания комфортных условий для жизни граждан. Это – и строительство новых дорог, и обустройство скверов, природоохранные мероприятия.
«Экология Кузбасса, особенно Новокузнецка – это моя личная ответственность перед президентом России», – подчеркнул Сергей Цивилев.
Поэтому сейчас уделяется самое серьезное внимание решению этой задачи.
В нынешнем году будет многое сделано в части дорожного строительства, обустройства набережной в Кемерове; но отдельно губернатор остановился на проблеме «недостроя», который остался зачастую еще с советских времен. Сейчас власти провели своего рода инвентаризацию замороженных и брошенных строений. То, что можно достроить, – будет доделано и введено в эксплуатацию. Это ряд социальных объектов (школы, больницы, учреждения спорта) и дома обманутых дольщиков. Весь остальной недострой, по мнению губернатора, должен быть снесен. Только в областном центре таких брошенных остовов зданий (недостроенные корпуса промпредприятий, объектов соцсферы) – 62. И двенадцать из них демонтированы еще в прошлом году. Остальные – на очереди.
«До 1 апреля мы составим точный перечень таких объектов с графиками сноса», – сообщил глава региона.
И это резонно: пугающего недостроя в регионе быть не должно, тем более что на этих площадках могут появиться нужные кузбассовцам скверы, детсады или спортзалы.
Тупики в тупике?
Но все-таки самый большой вред экологии, признал Сергей Евгеньевич, к сожалению, наносит ключевая для Кузбасса промышленность – угольная. И эту ситуацию необходимо изменить.
Глава региона напомнил, что сейчас формируются новые правила работы отрасли: в декабре 2018 года была отменена выдача лицензии на разработку в Промышленновском районе, в феврале 2019-го – в Новокузнецком. Статус особо охраняемой природной территории появился у Лесной Поляны, сейчас ООПТ создается на юге Кузбасса, в Новокузнецке… Кроме того, как пояснил Сергей Цивилев, сейчас рабочая группа из числа экспертов, депутатов Госдумы и регионального парламента занята разработкой двух законодательных инициатив: об ужесточении ответственности за незаконную добычу полезных ископаемых и определении точных границ санитарно-защитной зоны близ промпредприятий. В идеале она должна составлять не менее 2000 метров. Сейчас, к сожалению, четких требований к расстоянию предприятий до населенных пунктов не предъявляется.
«Но сегодня перед нами стоит еще одна серьезная задача – угольная пыль в наших городах», – сказал глава региона.
Он напомнил, что попытки остановить варварскую добычу и перевалку угля предпринимались в Кузбассе в течение последних 20 лет, но к результату они не приводили: дело «черных копателей» лишь расцветало и становилось более изощренным. Журналисты «Кузбасса» помнят: нелегальный угольный бизнес как явление возник в постперестроечные годы, когда массово стали банкротиться действующие предприятия, но уголь-то остался. Вот и начали предприимчивые дельцы – «черные копатели» – вести добычу на действующих отводах и сбывать «черное золото» в соседние регионы. Периодически в прессу просачивалась информация об обнаружении и ликвидации правоохранителями нелегального угольного бизнеса, но вскоре появлялись новые. И о такой мелочи, как экология, они даже не задумываются…
О чем идет речь, прекрасно понимают жители Киселёвска, Прокопьевска, Новокузнецка, Белова, Ленинска-Кузнецкого. Дело в том, что добытый уголь нередко перевозится автомобильным транспортом на железнодорожные тупики в населенных пунктах. Там происходит сортировка угля, погрузка и частично – снова перевозка автомобильным транспортом. Всё это сопряжено с грязью, пылью, разбитыми дорогами и ДТП (в том числе с летальным исходом).
«Так перевозят десятки миллионов тонн угля в год, – уточнил губернатор. – Это недопустимо».
Впрочем, это касается и отрасли в целом: есть вполне легальные компании, которые вынуждены возить уголь на большегрузах – в том числе по дорогам общего пользования, через города и поселки. Но те угольщики, которые работают в правовом поле, уже сделали первые шаги для изменения ситуации: все они пообещали в течение этого года изменить транспортную схему так, чтобы грузовики с углем не появлялись в черте населенных пунктов. Некоторые уже сейчас заключают договоры с другими компаниями о перевозках по железной дороге, другие – строят технологические трассы, плюс к тому – подписывают с территориями соглашения о компенсационных выплатах. Как заверил губернатор, эта работа будет полностью завершена к 2020 году.
Но у нас есть еще 24 «нелегитимных» железнодорожных тупика. И это только в южной агломерации. Дело в том, что в постперестроечные годы масса предприятий проходила процедуру банкротства. У многих имелись железнодорожные активы, которые впоследствии были распроданы. Новые собственники таких тупиков не имеют своих лицензий, не добывают уголь, а лишь перевозят его и зарабатывают деньги. Тут уж не до экологии…
«Я поручил главам территорий, где находятся эти предприятия, провести работу с руководством этих компаний по изменению профиля деятельности и готовности взять на себя часть компенсационных мероприятий, – сказал губернатор. – Тем, кто нас услышит, – поможем. Что же касается предприятий, которые не захотят перепрофилироваться, то я уже сегодня за своей подписью направляю обращение в правоохранительные и контрольно-надзорные органы с просьбой дать правовую оценку их деятельности. На основании полученных заключений мы будем принимать решения о дальнейших действиях в отношении каждого из этих предприятий. Но могу сказать одно: мы не позволим этим предприятиям работать дальше в таком же режиме, резко ухудшая нашу экологию, делая города черными, нанося огромный вред здоровью наших людей и разрушая наши дороги и дома».
При этом сотрудники этих предприятий пострадать не должны – такую задачу поставил губернатор перед главами территорий. Все работники в случае необходимости будут трудоустроены.
Больше так не будет!
Наша газета уже сообщала, что по решению Сергея Цивилева в кузбасских городах повсеместно запрещен проезд большегрузов с углем в городской черте (за исключением автомобилей, которые доставляют топливо для нужд населения: на котельные и в частный сектор). Глава региона рассчитывает, что уже к Дню Победы кузбасские города станут значительно чище.
Также Сергей Цивилев отметил, что убрать углевозы с городских улиц – это первоочередная задача, но сейчас прорабатывается вопрос и о снижении количества фур с товарами на городских улицах. Ритейлерам поставлена задача изучить вопрос создания небольших логистических центров за пределами населенных пунктов с тем, чтобы они могли доставлять грузы в магазины уже более легкими и экологичными авто. Но это – дело ближайшего будущего.
А в настоящем – борьба с «черными копателями» и угольной пылью ведется по всем фронтам.
«За последние 20 лет к решению этой задачи подходили многие. Но в результате этот «серый», если не сказать «черный», сектор угольной промышленности только развивался и процветал, – сказал Сергей Цивилев. – И у меня как у нового губернатора – сейчас неважно, какая у губернатора фамилия, – нет права не «дожать» эту тему до конца. Потому что если ее новый губернатор не «дожмет», то тогда вся эта публика скажет: «Ну, 20 лет жили, нас попугали, мы продолжили работу… Пришел новый – нас попугали, мы продолжили работу. И давайте, ребята, будем дальше развиваться и работать…» Не будет этого!»
Жители региона откликнулись на предложение губернатора вместе навести порядок в Кузбассе: люди выкладывают в соцсетях фото и видео большегрузов – нарушителей в Киселёвске, Новокузнецке, Прокопьевске. С каждым таким случаем власти будут разбираться индивидуально.