Кого украсил «квартирный вопрос»
И вот состоялось открытие нового, 78-го по счету, сезона — в обновлённом здании театра. По-новому прекрасным оказался его фасад с величественной Мельпоменой на фронтоне, по-новому засверкали интерьеры, но самым главным подарком к празднику второго рождения театра стали роскошный зрительный зал и большая сцена.
Премьерный спектакль соответствовал праздничной неповторимости момента. Новый главный режиссёр театра Пётр Шерешевский на основе комедии М.А.Булгакова «Зойкина квартира» сочинил спектакль-аттракцион, насыщенный приёмами циркового искусства. Весёлая игровая стихия стала основой спектакля.Художник Александр Мохов из Санкт-Петербурга представил нам подобие цирковой арены: на сцене — чёрный круг с красной окантовкой и вписанный в него малый, над ними нависают вертикальные красные полосы кулис-лозунгов. Это аскетичное чёрно-красное пространство наполняется по мере развития действия цветовой гаммой то квартиры Зойки, то швейной мастерской, то ателье. Тема ателье вообще даёт богатые возможности для концертных номеров, где исполняются арии и жестокие романсы, а дамы блещут нарядами в стиле модерн (художник по костюмам – Марина Лукка, Санкт-Петербург).
В спектакле ясно читается авторское высказывание об унылой повсе-дневности, взорванной этим феерическим праздником. И под звуки разнородных и пародийных политических мелодий, сменяющих одна другую, зрителя настигает не новая, но проникновенная мысль: политические режимы приходят и уходят, а человек, обычный, простой человек, остаётся со своими заботами, желаниями и заблуждениями. Да, героев этого спектакля, как и многих других булгаковских героев, тоже испортил квартирный вопрос: чтобы оставить свою жилплощадь за собой и не «уплотняться», Зоя Денисовна Пельц придумывает и затем реализует план превращения квартиры в швейную мастерскую – днём и сомнительное «ателье» — ночью. Вот и весь сюжет – как первой, так и второй редакции пьесы (режиссёр выбрал для спектакля первую, 1926 года).
Персонажи спектакля поочерёдно сменяют маски, они мелькают в калейдоскопе сцен – от тягучего декаданса до русской плясовой, от циркового распиливания до представления ножей в кукольном театре. Совершенно теряется во всей этой фантасмагории благородный осколок прошлого – граф Обольянинов. Сергей Стасюк воплощает в своём герое полное отчуждение, непонимание окружающего, скрыться от которого он может лишь в тумане искусственных галлюцинаций. Хозяйка квартиры в исполнении Илоны Литвиненко вовсе не Зойка, а именно Зоя Денисовна. Властная, красивая, хладнокровно расчётливая, она похожа скорее на импресарио, чем на слабую женщину, потерпевшую к финалу полный крах.В спектакле занята почти вся труппа, и невозможно сказать о каждом актере. И всё же нельзя сдержать восхищения от яркого трио исполнителей – Полины Зуевой в роли Манюшки, Евгения Лапшина и Андрея Грачёва в ролях китайцев Херувима и Гандзалина. Эти роли сыграны блестяще и образы созданы объёмно: китайцы абсолютно контрастны, причём явный злодей Гандзалин гораздо меньше устрашает, чем слащаво-угодливый Херувим, а Манюшка в своём простодушно-озорном облике выражает широчайшую эмоциональную гамму. Невозможно обойти молчанием и пластическую партитуру спектакля, многогранную и целостную (балетмейстер Светлана Скосырская, г.Тюмень).Очевидно, что в праздничном преломлении открытия большой сцены театра стилистика спектакля «Зойкина квартира» оказалась вполне уместной.
Галина ГАНЕЕВА.