Соцсети:
Актуальное

Эрудиты от природы

27 декабря 2017 | Газета «Кузбасс»
Фото: Фёдора Баранова.

15 декабря школьники шестых-одиннадцатых классов писали Всекузбасский экологический диктант. Наш корреспондент тоже проверил свои знания в области самой зеленой науки и родной природы в компании кемеровских юннатов.

Напомним, экологический диктант проводился в области впервые. В акции приняли участие 37189 школьников из 16 городских округов и двенадцати муниципальных районов. В Кемерове на областной детской эколого-биологической станции тест писали учащиеся детско-юношеских объединений и активисты «Экодесанта». К ним и присоединилась газета «Кузбасс».

В 15.00 в учебном кабинете собрались около 30 детей: все они занимаются природоведением здесь либо дополнительно – в своих школах. Заместитель директора областной детской эколого-биологической станции Татьяна Коротенко объяснила ребятам правила. За 45 минут нужно ответить на 20 вопросов. Какие-то из них касаются общих разделов биологии и экологии, какие-то – природы Кемеровской области. Все задания разного характера: нужно выбрать один из правильных ответов или несколько, расставить события в правильной последовательности, угадать вид по описанию и так далее.

«Вопросы не только на знания, эрудицию, но и на логику, – отмечает Татьяна Коротенко. – Все они посильны для учеников шестых-одиннадцатых классов. Здесь не требуется каких-то профессиональных знаний. И, конечно, это не ЕГЭ».

Меня как человека, давно отошедшего от школьной скамьи, хоть и интересующегося природой и экологией, уже первый вопрос теста заставил призадуматься. «Какой фактор не является лимитирующим для численности лебедя-кликуна»? Выбираю ответ «г»: беспокойство в период гнездования. Вопрос №2: «Какое растение не занесено в Красную книгу Кемеровской области?». Из четырех вариантов интуитивно отмечаю кровохлебку лекарственную. Самое большое животное Кемеровской области? Некоторое время колеблюсь между медведем и лосем – выбираю последнего. Из перелётных фото птиц выделяю горихвостку: остальных представителей класса приходилось видеть в городе зимой. На вопросы про «Черную Книгу флоры Сибири» и скорость разложения разных видов бытовых отходов отвечаю, не задумываясь – приходилось сталкиваться по работе. А вот детритную и пастбищную цепь питания составляю наугад.

Большинство детей справляется с заданием гораздо быстрее, чем за отведенное время. Не проходит и 20 минут, и первым работу сдает ученик 8-го класса 41-й гимназии Влад Марков. Молодой человек помогает мне разобраться в вопросах, в ответах на которые я сомневалась.

«Лимитирующий фактор – значит, ограничивающий, – объясняет он. – Загрязнение водоемов – является. Браконьерство, конечно, влияет. Беспокойство в период гнездования тоже очень сильно влияет. А так как лебедь-кликун питается планктонами, поэтому ответ «в»: уменьшение количества рыбы в водоемах».

В своей гимназии Влад с одноклассниками занимается в творческом объединении «Экокалендарь».

«К различным экологическим датам мы проводим акции, – рассказывает руководитель объединения, педагог дополнительного образования областной детской эколого-биологической станции Ольга Прохорович. – Дни защиты от экологической опасности, День птиц, День воды… В них задействованы и начальные классы, и старшие. Очень много изучаем Кемеровскую область: летом – в походы ходим».

В частности, юные натуралисты наблюдают за колонией бобров, которые появились там, где их не было много лет – в поселке Треща Топкинского района.

«Мы решили изучить, откуда они пришли, как они расселяются, – объясняет Ольга Ивановна. – В этом году замеряли следы и погрызы».

По результатам своих исследований гимназисты начали составлять реферат, который представят на областной научно-практической конференции школьников.

С другой частью вопросов мне помогла разобраться главный специалист отдела охраны окружающей среды и экологической экспертизы департамента природных ресурсов и экологии Маргарита Коваленко, которая также писала диктант на областной эколого-биологической станции. Эколог, специализирующий на воздухе, безошибочно узнает по описанию краснокнижные растения и животное.

«Так как наш отдел непосредственно занимался разработкой Красной книги, для меня эти вопросы были очень близки, – признается она. – Вообще очень интересные и разные задания: по биологии, по экологии. Был вопрос, связанный с отходами, что сейчас очень актуально. Над парой заданий я даже задумалась. Уверена, что дети должны написать хорошо – они очень эколого активные».

В итоге 74,5% участников Всекузбасского «Экологического диктанта» показали высокий и средний уровень знаний. А представитель редакции, судя по правильным ответам, справился с заданием как минимум на четверку – опять же, во многом руководствуясь лишь логикой и интуицией.

Другие статьи на эту тему

09 сентября

В Кемерове пройдёт ЭКОнеделя

В Кемерове с 9 по 16 сентября пройдёт ЭКОнеделя. Как сообщили в пресс-службе городской администрации,…

07 сентября

Решением областных властей в двух заказниках Кузбасса отныне запрещено рыбачить

В постановление коллегии администрации Кемеровской области о государственных природных заказниках внесены важные изменения о запрете…

31 мая

Кузбасс дополнительно получит более 5 млрд рублей на улучшение экологической обстановки

Кузбасс вошёл в число регионов России, которым  выделены дополнительные средства на реализацию мероприятий проекта «Чистый…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс