Актуальное

Пост на дороге. Кавказский дневник.

6 апреля 2011 | Газета «Кузбасс»
Продолжение.Начало в выпусках


Кузбасские милиционеры в очередной раз приняли под свою ответственность федеральный контрольно-пропускной пункт «Кавказ», расположенный на федеральной автотрассе Ростов–Баку, возле административной границы Чеченской республики. Впервые наши земляки заехали сюда осенью 2007-го, и теперь каждые полгода одна группа милиционеров из Кемеровской области сменяет другую.

Остановка в пути

…Серая лента федеральной трассы упирается в узкий створ полосатых черно-белых металлических ограждений. Нашавидавшая виды «гаишная» «девятка» с госномером 42-го региона сбавляет скорость и медленно втягивается внутрь. В небольшом «кармане» на КПП, обшитом зеленым сайдингом, стоит «КамАЗ» с прицепом и какой-то смуглый мужчина, горячо жестикулируя, что-то пытается доказать инспектору ДПС в бронежилете, который внимательно рассматривает его документы. Под пристальным взглядом дежуривших на посту омоновцев мы сворачиваем с трассы на грунтовку.
«Ну вот и приехали», – говорит подполковник милиции Виталий Троценко, заместитель начальника авиационного отряда специального назначения ГУВД по Кемеровской области. Под его руководством для наших милиционеров на Северном Кавказе на днях перегнали новенькие машины: четыре «УАЗа» (среди них один бронированный) и две патрульные «ВАЗ-21124» для сотрудников ГИБДД.
Федеральный контрольно-пропускной пункт «Кавказ» – один из нескольких таких же КПП, опоясывающих административную границу Чеченской республики. По сути, это своеобразные фильтры-заслоны на пути перевозок оружия, наркотиков, незаконных грузов, угнанных автомобилей, передвижения нелегальных мигрантов, находящихся в розыске преступников, людей с сомнительными или поддельными документами.
Другое дело, что боевики или те, кто числится в федеральном розыске, сейчас вряд ли открыто поедут через КПП на дороге, где их могут запросто остановить и уничтожить, а будут искать обходные, более безопасные для себя пути. То же самое касается перевозки оружия и наркотиков. Хотя, безусловно, такие факты есть, но с каждым годом их становится все меньше.
…Еще несколько крутых зигзагов между защитными препятствиями – и наша машина оказывается внутри земляных брустверов, глядящих по сторонам пустыми глазницами огневых точек, обложенных мешками с песком и гравием. Здесь живут кузбассовцы, которые несут службу на «Кавказе».
Я с удовольствием выбираюсь из тесного салона «девятки» и разминаю затекшие ноги. Чуть раньше нас сюда прибылизаместитель начальника ГУВД по Кемеровской области генерал-майор милиции Алексей Кожевин и начальник управления обеспечения охраны общественного порядка полковник милиции Валерий Плахотя.

Они руководят заменой сводных отрядов кузбасских милиционеров: шестимесячный срок командировки одних на Северный Кавказ уже истекает, и им пора домой, другим же только предстоит нести здесь «вахту». Вместе с ними в предгорья Чечни прибыла еще одна сводная группа милиционеров из Кемеровской области, которым предстоит полгода жить и работать в небольшом поселке Ачхой-Мартан. Замена прошла четко и без сбоев. На обратном пути в Моздок, где на железнодорожных путях стоит специальный эшелон из Кузбасса, готовый хоть завтра отправиться обратно на родину, мы ненадолго заехали снова на КПП «Кавказ».

Генерал Кожевин и полковник Плахотя внимательно осматривают территорию базы, знакомятся с бытом
и условиями службы, беседуют с милиционерами и их начальством. Похоже, что все нормально. По крайней мере, больших замечаний нет. «Командир, особенно здесь, вдали от дома, всегда должен держать руку на пульсе каждого бойца отряда, – считает полковник Плахотя. – Если он не будет интересоваться своими подчиненными, их жизнью и проблемами, ничего хорошего из этого не выйдет, и грош цена тогда такому командиру. Поэтому к подбору руководства сводных отрядов мы всегда подходим очень взвешенно. Чтобы потом не было повода жалеть о своих ошибках»…
Странные обстоятельства
…Очередная смена готовится заступить на шестичасовое дежурство по КПП. Потом шесть часов отдыха – и снова на дежурство. Вместе с бойцами ОМОНа, сотрудниками ГИБДД и специалистами по проверке автотранспорта по компьютерным базам данных службу на посту обязательно несут кинологи со служебными собаками. Проверяются служебные оружие и документы, металлические жетоны с личным номером, доводятся последние полученные ориентировки и оперативная обстановка. Слышится команда: «Зарядить оружие!» Рожки с боевыми патронами с характерным металлическим щелчком загоняются в автоматы. Милиционеры быстрым шагом направляются в сторону КПП, до которого около сотни метров.
– За сутки через «Кавказ» проходит порядка 2,5–3 тысяч автомобилей, бывает, порой эта цифра превышает 4000. В среднем приходится проверять около 600 граждан и 250–300 машин. Все подозрительные люди и весь подозрительный транспорт передаются для дальнейшего разбирательства в Сунженский РОВД Республики Ингушетия, – рассказывает полковник милиции Андрей Черданцев из Белова, командир сводного отряда милиции ГУВД по Кемеровской области на ФКПП «Кавказ». По его словам, главный итог службы на Северном Кавказе возглавляемого им отряда – это то, что за полгода командировки не было допущено ни одного ЧП или нарушения служебной дисциплины, выполнены все поставленные боевые задачи, и люди возвратятся домой живыми и здоровыми. А оценка работы кузбассовцев – это многочисленные поощрения от руководства временной группировки МВД России в Чечне, коменданта Ачхой-Мартановского района и ГУВД по Кемеровской области.
На «Кавказе» наши дежурят вместе с чеченскими и ингушскими милиционерами. Отношения нормальные, деловые. Говорят, что прежде некоторые местные представители правопорядка, почти не таясь, нередко занимались поборами на дороге – так сказать, за беспрепятственный проезд туда и обратно. Наиболее «ретивым служакам» такой «коммерческий подход» позволял довольно быстро повышать свое благосостояние и по нескольку раз в год менять свои авто на все более крутые. Обосновавшись несколько лет назад на «Кавказе», кузбассовцы стали сурово одергивать своих нечистых на руку коллег и искоренять практику мздоимства…
Хотя кое-что по-прежнему кажется странным. Например, как-то наши остановили для проверки бензовоз, перевозивший 25 тонн топлива. Поскольку никаких документов на груз водитель-чеченец предъявить не смог, для дальнейшего разбирательства его препроводили в Сунженский РОВД Республики Ингушетия. А буквально через несколько дней этот же бензовоз под управлением того же самого водителя вновь был остановлен на КПП для проверки. И снова – без документов. На все вопросы водитель лишь уклончиво отвечал, что ингушские милиционеры, мол, не нашли у него ничего предосудительного и отпустили с миром. И вот теперь он снова везет бензин… Всего этот бензовоз наши останавливали на КПП четырежды и каждый раз передавали его для разбирательства ингушской стороне. Что стояло за таким лояльным отношением со стороны местной милиции к нелегальному грузу и его перевозчику, остается лишь гадать…
А как-то под вечер наши остановили подозрительный автомобиль, который, судя по регистрационным госномерам, числился в розыске. Внутри находились… двое сотрудников ингушской милиции. Вначале те попытались открыть дорогу с помощью своих служебных «корочек». Когда это не помогло, принялись громко возмущаться. Они хотели было самовольно вырваться с КПП, но к тому времени автомобиль был надежно блокирован вооруженными омоновцами, а под колесами угрожающе поблескивал металлическими иглами «еж» – специальная гибкая лента с полыми металлическими шипами. Уговоры выйти из машины продолжались довольно долго. Когда они не увенчались успехом – пришлось вызывать сотрудников управления собственной безопасности из МВД Ингушетии: пусть сами разбираются со своими нерадивыми сотрудниками…
(Окончание следует).
2 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Андрей Маслов
13 лет назад

я рядом с вами парни был. я сопровождал вашего двухсотого которого убили рядом с нашым постом. и я в 11 00 сопровождал двухсотого в моздок.

Мирный житель !!!!
14 лет назад

….»Говорят, что прежде некоторые местные представители правопорядка, почти не таясь, нередко занимались поборами на дороге – так сказать, за беспрепятственный проезд туда и обратно. Наиболее «ретивым служакам» такой «коммерческий подход» позволял довольно быстро повышать свое благосостояние и по нескольку раз в год менять свои авто на все более крутые»…

1.Вот уже 10 лет езжу через этот пост, но ни разу не слышал, что кто то из местных занимается поборами, чего нельзя сказать о командированных, которым платят дань все автобусы и маршрутки.
2. Говоря о машинах… А вы посмотрите лучше на чем у себя дома ездят, те командированные. Начиная с 99 года именно с этого поста было увезено столько денег, что потребуется не один эшелон

P.S Уважаемый Дмитрий ! Пишите такие сказки в районной газете, а не в интернете, чтоб вам не могли возразить, те кто знает ситуацию из нутри !!!

подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс