Соцсети:
Актуальное

Спецназ уходит в горы.Кавказский дневник

17 марта 2011 | Газета «Кузбасс»

Продолжение. Начало   в выпуске  КУЗБАСС 10 марта 2011 года

Чеченская земля хранит немало секретов и тайн, от которых напрямую зависят жизни многих людей. Поэтому основной акцент в деятельности наших силовых структур на Северном Кавказе уже несколько лет делается на оперативную работу, которая помогает не допустить террористических актов. А в задачи милицейского спецназа, в том числе представителей Кузбасса, входит проверка этой информации, силовое прикрытие и адресная поддержка проводимых спецопераций.

Найти и обезвредить
Нередко сотрудникам спецназа приходится блокировать места в горных районах или селениях, где, по оперативным данным, могут скрываться боевики, заниматься поиском и уничтожением их временных баз, лагерей, перевалочных пунктов, тайников с оружием и боеприпасами.
Как-то, например, во время поисковых мероприятий в сопредельном с Ножай-Юртовским Введенском районе группа отряда милиции специального назначения ГУВД по Кемеровской области под командованием подполковника Игоря Мурзина нашла и обезвредила спрятанный в земле фугас – 152-миллиметровый артиллерийский снаряд. Он находился неподалеку от дороги, в небольшом углублении под снегом в кустарнике. Внутри снаряда несколько килограммов тротила, рванет – мало не покажется. Обычно именно такие или подобные снаряды боевики используют в качестве фугасов, закладывая их на автотрассах либо где-то поблизости…
– Пока мы подготавливали фугас к взрыву, где-то неподалеку в горах началась канонада – наша артиллерия стала обстреливать ущелье, где, предположительно, скрывались боевики, – рассказывали ребята. – Арт

подготовка продолжалась более часа…
Во время других спецопераций было обезврежено еще несколько схронов с боеприпасами. Нередко это были заполненные автоматными патронами пятилитровые пластиковые канистры, в которых в магазинах обычно продают питьевую воду. Канистры были привязаны к веткам и опущены в дупла деревьев примерно на высоте человеческого роста, для маскировки прикрыты сверху корой. Судя по небольшому налету ржавчины, патроны припрятали сюда лишь несколько месяцев назад…
Во время одного из боевых выходов кузбассовцы обнаружили в горах что-то вроде строившейся базы боевиков.Влесноммассиве в земле было выкопано несколько глубоких ям. Очевидно, потом их хотели накрыть сверху и замаскировать, чтобы не было видно при облетах района с воздуха, но почему-то поступить так успели только с одной. Внутрь этой единственной готовой «землянки» вел длинный, протяженностью несколько метров, ход, стенки которого были укреплены сплетенными ветками и прутьями. «Убедившись, что там не заминировано, мы спустились в лаз и стали осторожно пробираться внутрь, освещая дорогу перед собой электрическими фонариками, – вспоминали потом спецназовцы. – И хотя поначалу идти приходилось пригибая голову и согнувшись, в конце «тоннеля» оказалось довольно просторное помещение. Ничего примечательного внутри мы не нашли: свет фонарика натыкался в темноте лишь на лопаты, кирки да какие-то строительные инструменты. Чуть в стороне стояла внушительная светло-зеленая пластиковая канистра, на боку которой отчетливо виднелись замысловатые зигзаги арабской вязи. Судя по запаху, когда-то в ней была вода»…
Припорошенные снегом комья земли отчетливо указывали, что работы здесь прервались относительно недавно – может быть, всего с неделю–другую назад. Возможно, неизвестных строителей либо кто-то вспугнул, либо их заставили уйти отсюда как раз навалившиеся в это время на Северный Кавказ морозы.
Кто и зачем решил приготовить в лесном массиве, расположенном неподалеку от горной деревушки и магистрального газопровода, укромное «лежбище», так и осталось неизвестным. Местные жители утверждали, что никого из посторонних в последнее время не видели. Может быть, логика «строителей» заключалась в том, что именно здесь, в относительной близости к жилью, их как раз и не будут искать? Или за этим стояло что-то другое?
«Землянки» взорвали…
Впрочем, подполковник милиции Игорь Мурзин и его товарищи очень неохотно говорят о своей работе вообще и на Северном Кавказе особенно. Разговаривать о доме, о родных и близких, международном положении, кинофильмах – пожалуйста, хоть часами, а вот о работе – табу. И для этого есть веские основания: в силу специфики большинство операций наших спецназовцев, действующих на Северном Кавказе совместно с сотрудниками ФСБ, еще долго будет находиться под грифом «Секретно» или «Для служебного пользования». Поэтому о подробностях их походов в горы знают лишь они сами да их командование. Такая у них работа – всегда быть на переднем крае в маске…
Мирные отношения
Сейчас в Чеченской республике активно ведется строительство жилья и разбитых ранее дорог. Восстали из руин и пепла города и селения. Дорогу на город Грозный, которая еще несколько лет назад была сплошь усеяна воронками от снарядов и бомб и по которой с трудом можно было проехать даже на БТРе, сейчас можно сравнивать с какой-нибудь автострадой в Европе – безупречно ровный асфальт, три полосы движения в каждом направлении. Восстановлены и сильно разрушенные войной поселки, расположенные в горах выше Аллероя (именно в этом населенном пункте обосновались кузбассовцы. – Прим. ред.), в них подведены электричество и газ. Но немало отремонтированных домов так и остаются пустыми – люди не хотят сюда возвращаться или уезжают в города или более крупные селения на равнине. Значит, все же чего-то боятся? Или там можно устроиться получше?
Как бы то ни было, видно, что чеченцы рады наступлению стабильности и искренне хотят строить новую для них мирную жизнь. Да и отношение к русским военным и милиционерам в большинстве своем давно уже не воинственное.
– Видимо, они поняли, что мы не желаем им зла, не стремимся силой подчинить их своей воле, как это преподносилось раньше идеологами боевиков, а наоборот, всегда поможем в трудной ситуации, – говорят кузбасские милиционеры.
Как-то наши спецназовцы на автомобиле «УАЗ» поехали по заданию командования в город Аргун. Путь, по чеченским меркам, неблизкий. И надо же было такому случиться, что в автомобиле сломался бензонасос. Починить его в дороге не получилось. Добраться до Аргуна помогли проезжавшие мимо чеченцы: они буксировали нашу машину в попутном направлении от одного населенного пункта до другого. В конце концов до Аргуна ребята добрались лишь к полуночи, в полной темноте. Там обратились к местным жителям: мол, помогите наш «УАЗ» починить. Молодой чеченец тут же сел на велосипед и через некоторое время привез нужный бензонасос. А когда автомобиль, наконец, починили, чеченцы показали, как можно проехать до ближайшего расположения военных или милиции… Если раньше из-за боязни мести со стороны боевиков или по каким-то другим причинам такие случаи были, скорее, исключением, то сейчас они уже давно перестали быть редкостью…
Такая работа
Сейчас в служебной командировке в чеченских горах находится очередная группа милицейского спецназа из Кузбасса во главе с подполковником Дмитрием Астаховым. Мы разговаривали по телефону, когда наши ребята уже были в Аллерое. Я пожелал им удачи и благополучного возвращения домой. «У нас все нормально, спасибо! – ответил Дмитрий. – И тебе, тезка, удачи и везения. В наших делах они никогда не помешают»…
В Аллерое в это время было раннее утро, когда эти места особенно красивы. Первые лучи восходящего солнца растворяются в дымке тумана, зажатой узким ущельем, и мельчайшие капельки промерзшей за ночь влаги начинают то тут, то там переливаться всеми цветами радуги… Правда, любоваться природой Северного Кавказа нашим ребятам наверняка придется немного. Спецназ по-прежнему чуть ли не ежедневно уходит в горы. Уходит, чтобы работать…
Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс