Вкус скорости с юных лет
Автоспорт по праву считается одним из самых зрелищных видов спорта. С каждым годом всё больше кузбассовцев приобщаются к нему. Примечательно, что в нашем регионе ряды пилотов активно пополняют и школьники. Причём они уже успели выработать свой узнаваемый стиль и отточить «почерк» на профильных состязаниях.
В Кузбассе автоспорт представлен достаточно широко: и коммерческими, и некоммерческими объединениями. Постигать азы автонаук дети начинают рано – с трёх-четырёх лет, а непосредственно до соревнований допускаются, как правило, с восьми. Если в клубах главный акцент делается на теории и знании механики, то в так называемых Школах пилотов основное внимание уделяется именно практике. Стартуют с прокатных машин, а на чемпионатах выступают уже на своих личных.
Автоспорт включает в себя несколько дисциплин, но для самых маленьких спортсменов сперва доступен только картинг, который считается самым простым и безопасным видом гонок.
«Наша Школа пилотов существует без малого пятнадцать лет, – говорит Никита Никольский, тренер кемеровского картинг-клуба «Адреналин». – Есть среди воспитанников и те, кто добился в автоспорте определённых высот. К примеру, Антон Погинец становился многократным чемпионом России и был участником чемпионата мира по картингу. Приступил к занятиям маленьким мальчиком – на сей день он уже взрослый и опытный спортсмен».
Никита и сам два раза выигрывал чемпионат Сибири и Кубок классики. Двое его детей – сын (сейчас ему 10 лет) и дочь (скоро исполнится 9 лет) – пошли по стопам увлечённого скоростью папы. За руль сели рано и теперь выполняют виражи на соревнованиях по всей Сибири. Заниматься начали практически одновременно.
«В Школе учатся и дети-непоседы, и кроткие вдумчивые ребятишки, – объяснил наставник. – Кстати, темперамент самым непосредственным образом влияет на стиль вождения пилотов: есть агрессивный, с плавным заносом или с лихим зацепом. Иногда приходится индивидуально корректировать манеру. Бывает, что дети садятся за руль и сразу уверенно нажимают на газ, но едут неправильно – их заносит. Задача тренера – «успокоить». Тех, кто начинает медленно, наоборот, надо разогнать, даже несмотря на тот факт, что едут они без помарок. К слову, некоторые ученики особенно любят ездить по треку в дождь, именно потому, что слегка заносит. Словом, у каждого свои фишки».
Конечно, автоспорт – удовольствие не из дешёвых. Но, как отметил Никита Никольский, цены сопоставимы с занятиями в хореографических студиях и других спортивных организациях, где требуются средства для того, чтобы выезжать на соревнования в другие регионы, обзавестись соответствующей амуницией и прочими необходимыми вещами.
«Автоспорт действительно самый дорогой вид спорта, картинг считается наиболее бюджетным его видом, – добавил эксперт. – Стартовый разовый бюджет может начинаться с пятидесяти тысяч рублей. Сюда входит приобретение экипировки и расходных материалов… Картинг – тот спорт, который развивает разносторонне. Есть среди наших воспитанников и дети с ограниченными возможностями здоровья. Конечно, для них подбирается адресная программа. Мы не ставим задачу выпустить готовых пилотов «Формулы 1». Кроме того, в Школу приходят с разным посылом. Например, одни родители хотят подготовить ребёнка к обучению в автошколе: привить навыки вождения, выработать реакцию и прочие моменты. Другие преследуют исключительно спортивную цель – получить разряд».
Добавим: многие пилоты Школы уже заработали первый юношеский разряд. Самые известные соревнования в СФО проводятся именно в Кузбассе, Красноярском крае, а также на Алтае.
«Считаю, что нам крупно повезло, ведь в Кемерове есть сразу два профессиональных картодрома: при «Адреналине» и на Кузбасском автодроме в Топкинском муниципальном округе. Соревнования регулярно проводятся и на одной, и на другой трассах. В Сибири такого удовольствия для автогонщиков больше нет ни в одном городе», – гордится тренер.
Ранее отмечалось, что на спортивных состязаниях пилоты выступают на своей технике, подготовленной по определённым требованиям. Оценку состояния машин выносит техкомиссар, который входит в состав судейской команды.
«Санкционное давление самым непосредственным образом повлияло на автоспорт, – сетует собеседник. – Если до февраля нынешнего года новую технику, соответствующую всем требованиям, можно было приобрести в районе полумиллиона рублей, то сейчас европейский карт стоит уже полтора миллиона».
Но увлечённые земляки научились приспосабливаться: покупают технику с рук у профессиональных спортсменов из разных уголков страны, пытаются найти отечественные аналоги зарубежным расходным материалам.
Между тем следующая дата в календаре ярких карт-соревнований – 7 августа. Захватывающие гонки пройдут на Кузбасском автодроме. Выбирать сильнейших пилотов будут и среди юных спортсменов, и среди опытных. Для зрителей вход свободный.