«Страна большая, буду идти дальше»: как слабовидящий путешественник дошёл от Армавира до Кемерова
В августе «Кузбасс» уже рассказывал о необычном путешественнике, который в одиночку идёт из Армавира (Краснодарский край) в Иркутск. Сергей Алексеев – так зовут путника, потерял 97% зрения и является инвалидом по зрению первой категории. Идёт он пешком, все вещи везёт в детской коляске, а ночует в палатке. На днях путник дошёл до Кузбасса. Мы не упустили случая побеседовать с уникальным путешественником.
Из Армавира в Иркутск с благой миссией
Цель похода Сергея Алексеева не ограничивается привлечением внимания к проблемам людей с ОВЗ. Этим он помогает изменить что-то в медико-социальной экспертизе, в отношении к реабилитации инвалидов, в самой жизни инвалидов и пенсионеров. Все рекорды, которые он установил по пути (а это наименьшее время преодоления 1000 и более километров с инвалидностью первой группы по зрению в одиночку по России; пересечение южного Урала с инвалидностью первой группы по зрению в одиночку) нужны лишь для привлечения внимания СМИ.
– Очередной дурачок идёт по стране с детской коляской – ну пускай идёт. Пошумели, посмотрели, посмеялись, поржали и всё. А если устанавливаешь мировой рекорд – это уже интересно. Вы про это напишите, а люди начнут интересоваться, начнут задавать вопросы, – говорит путешественник.
Всё это, по мнению Сергея, должно привлекать внимание чиновников, чтобы они начали смотреть и понимать, что происходит на местах фактически. Так, они будут узнавать о проблемах не только инвалидов, пенсионеров, но и о проблемах дорог, благоустройства городов в плане закона о доступной среде. По пути мужчина снимает различные объекты, на которых вроде и установлено оборудование для инвалидов, но совершенно не пригодно для использования по факту.
Полгода в дороге
За шесть месяцев пути Сергей Алексеев посетил уже 11 регионов нашей страны. Он пересёк Краснодарский край, Волгоградскую, Саратовскую области (город Энгельс), Самарскую область, республику Башкортостан (город Уфа), Челябинскую область (города Златоуст, Миасс, Челябинск), Курганскую, Тюменскую области (город Ишим), Омскую, Новосибирскую области, а теперь и Кузбасс. Впереди еще Красноярский край с заходом в Ачинск и непосредственно сам Красноярск, а после уже Иркутская область – город Усолье-Сибирское, Иркутск и Байкал.
На пути путешественник повидал немало дорог, но среди всех отметил дороги в Самаре. По его мнению, они были самыми лучшими. А вот самым сложным участком на пути стало пересечение Южного Урала.
– Я плевался. Мне в голову взбрело – горки, горки. Я иду, плююсь, матерюсь, дороги отвратительные, иногда дорога есть, а нет обочины. Было весело, я проходил по 25-30 км в день. Больше физически не мог пройти, – делится впечатлениями о южном Урале.
О качестве дорог в Кемеровской области странник сказал кратко.
– Дороги то хорошие, а рядом с дорогами что творится, – отметил Сергей.
Идти вдоль магистралей по обочине, которая не всегда есть, где машины и фуры пролетают с огромной скоростью не просто, и может быть очень опасно. Но на этот счёт Сергей отвечает спокойно. Движение на дороге его ничуть не пугает. Сам он отмечает, что натренирован, а страха давно уже нет, своё от «отбоялся» в этой жизни. Всё, что должно с ним случится, оно и произойдёт, так что бояться нет смысла.
Несколько раз Сергей хотел сойти с маршрута и уйти в другом направлении. Когда рекорды уже были поставлены, он задумался о том, что бы повернуть в сторону Санкт-Петербурга (почему именно туда, не стал рассказывать).
– Ещё в Волгограде мне с самого утра начал свистеть суслик, там ведь холмы. Потом холмы закончились, а суслик всё свистит, высоко. И я понимаю, что это не суслик, это птица. Каждое утро она прилетит, покричит и улетит. И вот когда во мне укоренилась мысль идти до Питера, прилетели две птицы и начали кричать надо мной. Кричали до тех пор, пока я не понял, что эта мысль неправильная, что мне нужно идти в Иркутск. Когда это понял, они улетели, – рассказывает Сергей.
Ещё раз желание оставить идею пешего перехода пришло к путнику в Челябинске. Тогда почти две недели Сергею пришлось идти под дождём, солнца не было совсем. Всё было мокрое, сырое. В этот момент он решил, что дойдёт до Челябинска, проведёт встречу, а дальше уже поедет на поезде или электричке до Иркутска. Тогда ему позвонила племянница и рассказала, что по Иркутскому телевидению уже говорят о путешественнике с инвалидностью, который идёт на Байкал. Стало ясно, что его ждут. Тогда он и понял, что нужно идти.
Пешеходное путешествие длиною в полгода не может обойтись без приключений. Так, Сергей рассказал, что за всё время его дважды грабили. Один случай произошел в городе Пугачёв. Во время обычного похода в магазин местного охранника смутил нож, который был прикреплён к ремню. Недолго думая, охранники решили схватить Сергея и задержать.
– Глаз подбили, очки сломали, а нож забрали – по сути, ограбили, – подытожил путешественник.
В другой раз это случилось прямо на дороге. Мужчина схватил Сергея за ремень и срезал его вместе с ножом. Алексеев рассказал об этом полиции и вскоре нож ему вернули.
Спонсоры, кредиты и поддержка местных жителей
На такой поход, естественно, нужны средства – как минимум, на питание, оборудование и ремонт коляски. Ещё до старта путешествия Сергей пытался найти спонсоров, которые смогут помочь ему в непростом деле. Не получив положительного ответа ни на одно обращения, он взял два кредита.
Уже по ходу дела, когда о нём стали писать в СМИ, жители населённых пунктов, через которые он проходил, сами стали помогать. Кто-то помог с покупкой новой обуви, кто-то с ремонтом коляски. Последнее требовало к себе больше всего внимания – колёса быстро изнашиваются.
– Я останавливаюсь на ночь, и подъезжает ко мне мужичок одни местный. Разговорились, говорю ему – вот, проблема колёс и проблема наноса. Уже спать ложусь. Фары. Мужик кричит: «Сергей, ты тут?». Выбегаю. Четыре колеса передних и насос, – рассказал Сергей об одном случае такой помощи.
Пятая пара кед и «сникерсы»
Рацион у Сергея Алексеева в дороге самый простой – каши, тушёнка и суп из картошки, морковки и лука. Воду он набирает на колонках по дороге и на АЗС. Есть уже и небольшая традиция — при каждом приёме пищи пить кофе со «сникерсом».
Интерес вызывает не только сам путешественник и его цель, но и выбор средства для перевозки вещей. Всё необходимое Армавирский путник везёт в детской коляске. Их он сменил уже четыре штуки. Мы не могли не спросить, почему в качестве средства для хранения и переноса вещей он выбрал именно коляску.
– Дёшево. А так, если бы была бы возможность, смастерил бы себе сам коляску, удобную, – говорит путешественник.
Больше всего в дороге страдают кеды. Из всех вариантов обуви Сергей предпочёл именно их. Для него это оказалась самая удобная и практичная обувь. Сейчас на ногах уже пятая пара, и та уже протёрлась на пятках.
Побывать в Иркутске и не побывать на Байкале нельзя. А что потом?
Изначально Сергей Алексеев планировал и обратно домой вернуться так же – пешком. Но российские дороги его переубедили, к тому же на носу зима, а в Сибири, как все знают, она начинается рано. Поэтому возвращаться путешественник планирует на электричках. Они ходят не везде, и где-то придётся переезжать на попутках и автобусах. По пути он планирует посетить все города, посёлки и деревни, в которых ему помогали. Мы решили узнать, что Сергей будет делать уже после того, как вернётся домой.
– Если получу высшее прощение, то буду жить хорошо, – говорит Сергей. (за что Сергей ждёт прощения, он говорить не захотел).
Вернуться к прежнему образу жизни путешественник уже не сможет, да и не хочет.
– Я занимался вещами, которыми нельзя заниматься. Делал вещи, которые нельзя делать. Я никому не помогал, использовал свои знания и умения не во благо людей, а для себя любимого. Пользовался остатками зрения, которое тогда у меня было отличное на одном глазу. Я не собираюсь возвращаться, я не могу так жить. Я устал от той жизни, теперь всё будет по-другому. А если нет – буду идти дальше, – поделилися с нами путник.
Куда дальше?
– Страна большая. Например, на северо-запад, там дороги получше будут, – сказал в заключении путешественник.