На сцене выступает….
Лето – это время, когда у детей происходит колоссальный скачок роста. Во всех отношениях. Малыши развиваются, получают новый опыт: учатся кататься на велосипеде, плавать в речке и так далее. В том числе становятся более раскованными и даже артистичными! А это очень полезный навык в жизни – не бояться публичных выступлений и уметь владеть собой. О развитии творческих способностей в летний период говорим сегодня с Инной Бервено.
Время возможностей
Зрительный зал на свежем воздухе – что может быть лучше. Ты попадаешь на концерт, просто показав билет в виде листа подорожника. Импровизированной сценой может быть даже пень, а микрофоном – скакалка. Такого рода летние концерты устраивали наши родители, мы, а теперь и наши дети. Отличный летний способ «прокачать» свою стеснительность, избавиться от голосовых зажимов и просто громко попеть «во всю Ивановскую», не боясь соседей снизу.
Детям поменьше старшие товарищи могут устраивать кукольные спектакли с любимыми героями (куклами, мягкими игрушками, машинками). Для этого нужна всего-то ширма из простыни. А научиться говорить по ролям, да выразительным голосом – все это как-то само и приходит. Малышня в восторге, дети постарше получают свою порцию признательности.
– Развитие артистичности полезно не только для ярких эмоций в детстве или для подготовки к сценической карьере. Артистичность – одна из составляющих харизмы, обаяния и коммуникабельности. Эти качества нужны и взрослым, и детям и всегда пригодятся, чем бы ребенок ни выбрал заниматься по жизни. Начинать, продолжать и укреплять его можно с любого возраста, – уверена Инна Бервено. – Ну и про лето. Лично я как педагог придерживаюсь мнения, что летом ребенку важно успеть отдохнуть от активной учебы. При этом надо ведь его спасти и от безделья, а что еще сложнее – от гаджетов, компьютерных игр и интернета. Лето – отличное время для творчества. Поищите среди репетиторских центров, языковых школ, центров развития детей, школ журналистики и блогерства. Наверняка есть наборы на творческие смены летних лагерей. И весело, и полезно, и отдых. Многие родители не знают, но в нашем городе большой выбор занятий для детей. Как частных, так и государственных студий, центров творчества, дворцов культуры и спортивных секций. Некоторые виды спорта тоже включают развитие артистизма, например, фигурное катание. Просто открывайте справочники и ищите «центры детского творчества», «детские студии». Или делайте запросы по направлению «вокал», «актерское мастерство». И наверняка найдете, куда пойти в своем районе.
Про артистичность
– Инна, а ведь сегодня даже многие взрослые стали уделять внимание развитию актерских навыков. Театральные школы для взрослых – не редкость.
– Харизматичность и раскрепощенность, умение выступать на публике – оказалось, что эти качества нужны не только артистам, но и предпринимателям, руководителям, юристам, педагогам. Поэтому растет и интерес к развитию артистичности с детства. Даже если в дальнейшем ни вы, ни ваш ребенок не планируете связывать жизнь со сценой, артистизм становится «мягкой силой», располагающей людей к общению с вами в любой профессии. С обаятельным, уверенным в себе человеком общаться легче и приятнее, кем бы он ни был по профессии. Так что развитие артистичности – занятие перспективное, как ни крути.
– Так как же его развивать?
– Когда мы хотим что-то у кого-то развить, важно честно ответить, а зачем? Что я хочу получить в итоге? Мне встречаются два разных запроса, скрывающихся за желанием развить артистичность у ребенка. Первое – помочь ему в целом стать увереннее в себе и научиться держаться на публике. Второе – научить ребенка конкретным видам творчества: хореография, вокал, актерское мастерство. А летом добавляется и третье – занять ребенка, чтобы ему было интересно и не очень сложно. Каникулы все-таки.
Конечно, деление на пункты условное, одно без другого развить сложно. Важно понимать, как они связаны, что дают и зачем это нужно именно вашему ребенку.
– Что еще очень важно в этом вопросе?
– Есть важный принцип: артистичность связана с творчеством. Творчество – со свободой выражать себя, так сказать, предъявлять себя миру. А эта способность, в свою очередь, – с безусловной ценностью себя как личности.
Мне часто встречаются взрослые, которые хотят научиться выступать на публике, развить технику речи и стать более артистичными. Знаете, чем я занимаюсь в 80 процентах случаев? Помогаю им усвоить мысль: «я в порядке». А еще заметить: «я уже многое умею», «я не так уж и ужасно выступаю», «я себе нравлюсь». Заметить – потому что это уже есть в человеке. Это уже правда. Повышенная самокритичность, завышенные внутренние требования и тотальный страх ошибок – «внутренние демоны» многих из нас. А рождаются они чаще всего в детстве. От оценок близких дома, от слов учителей, от опыта общения с другими детьми…
– Но защитить от стрессов, критики и переживаний на сто процентов мы никого не сможем.
– Зато можем учиться любить своего ребенка таким, какой он есть. И это первая ступенька. Давать дома опыт принятия и любви. Если ребенок маленький, то первые шаги – играть с ним, общаться, обнимать, давать свое внимание. Если постарше – разговаривать, обнимать, с интересом знакомиться с тем, какой он. Из идеи – с моим ребенком все в порядке. Второе – научить ребенка проживать свои эмоции, признавать их и уметь о них говорить. Без деления на хорошие и плохие чувства, а с принятием всех своих сторон. «Теневых» в том числе. И дальше – найти тот вид творчества, который вашему чаду правда нравится. Не тот, который нравится вам. Не тот, о котором вы мечтали все детство. И не тот, в котором вы были сильны. А тот, который понравится вашему ребенку!
– Очень важное замечание. Родители склонны порою перекладывать свои мечты (иногда нереализованные) на детей.
– Да-да. Например, я в детстве очень любила танцевать. И когда мой старший сын пошел в садик, я автоматически была уверена, что он тоже это полюбит. Плюс, я ведь знаю, зачем мальчику танцы. Да, да, мальчику и танцы. Как минимум, это дает красивую осанку, ловкость и владение своим телом. Вспомните Джеймса Бонда. Сложно представить супергероя, который неловок, косолап, плохо танцует и сутулится. А также танцы – это опыт общения в женском коллективе, все-таки девочек в таких студиях больше. И может, в 4-5 лет эти преимущества не очень понятны, зато сразу после пубертатного периода именно они выходят на первый план. Так вот, я была уверена, что мой сын тоже полюбит танцевать. Даже записала его в кружок. Но он воспринимал это как испытание. И только глядя на его эмоции, я осознала простую истину: «Я – не он, а он – не я». Конечно, я это понимала и раньше, но до конца не отдавала себе отчет в своих ожиданиях и истинных мотивах. Не надо мучить ребенка, если ему не по душе то, что по душе вам. Лучше запишитесь на танцы сами, если скучаете по детским эмоциям, а ему дайте выбор по его склонностям. Зато, кстати, в театральных постановках сын играет с удовольствием. Хоть тут сошлись.
В общем, третья ступенька в развитии артистизма: начать с того вида сценического творчества, которое по душе именно вашему ребенку. Просто присмотритесь, что ему нравится: пританцовывает он на праздниках, дома, на улице или поет в ванной? С более взрослыми детьми уже можно и просто поговорить. Они сами вам многое расскажут, если вы дадите им шанс. Возможно, на это уйдет не один день, если в семье не сложилась традиция задушевных бесед. Зато много узнаете о своих детях.
– Важен же и выбор педагога?
– Очень важно, чтобы тот взрослый, которому вы доверите развитие своего ребенка, любил детей и свое дело. Как это понять? Прийти пообщаться, попросить поприсутствовать на занятии, почитать отзывы родителей на форумах. А можно спросить у кого-то, кто уже занимается. И если вас все устраивает, дальше слово за ребенком. Комфортно? Он с удовольствием хочет прийти еще раз? Я вас поздравляю, вы нашли, что искали.
– А если родителей педагог устраивает, а ребенка – нет? Что делать?
– Набраться терпения и постараться вместить вот эту мысль: «Значит, есть какая-то важная причина. Возможно что-то очень болезненное для ребенка, о чем он стесняется или боится говорить. Туда, где интересно и хорошо, дети идут с удовольствием». Попробуйте мягко поговорить. Иногда «затык» – именно взаимоотношения с коллективом. Так что поищите настоящую причину. Возможно, ее получится решить.
Кстати, есть способ проверить, настоящая причина или нет. Хотите, поделюсь речевой формулой? Бывает, человек говорит причину, а вы сомневаетесь, что она главная. Тогда спросите в такой формулировке: «Я правильно понимаю, что тебя останавливает (называете тут причину, которую ребенок говорит)? А в остальном тебе все нравится? И если это решить, то ты будешь заниматься, да?»
И дайте время на ответ. Если причина не самая главная, то человек, иногда помолчав, говорит: «Да, и еще..». И вдруг начинает рассказывать…
Лично я считаю, что если, несмотря на все разговоры и внешние плюсы студии, ребенку там не нравится (то есть ему там плохо), лучше учесть мнение ребенка и поискать альтернативу.
важно
Для развития артистичности необходимы несколько условий.
Первое – хорошая атмосфера и любовь дома.
Второе – умение осознавать и выражать свои эмоции.
Третье – выбор направления по душе. По душе ребенка.
Четвертое – выбор педагога и студии.
А дальше – постоянство и практика в коллективе, поддержка от родителей. И все получится!