Время и психология против рака
Сроки начала лечения для онкобольных сокращены в Кузбассе вдвое, до 18 рабочих дней максимум. Точкой отсчета считается день, когда врач любой специальности заподозрил новообразование.
В прошлом году объем медицинской помощи, оказанной пациентам в круглосуточном стационаре областного клинического онкологического диспансера, увеличился на треть. А объем помощи на этапе дневного стационара – на 40%.
«Увеличение связано в том числе с сокращением сроков начала специализированного лечения», – пояснил теперь уже бывший главный врач ГБУЗ КО «Областной клинический онкологический диспансер» Виктор Луценко ( разговор состоялся накануне увольнения, — ред.).
Ранее при подозрении на рак медики руководствовались приказом Минздрава РФ №915н от 15.11.2012 г. «О порядке оказания медицинской помощи населению по профилю «онкология». Приказ четко прописывал возможные виды помощи при новообразованиях (первичная, скорая, специализированная, паллиативная), этапы ее оказания (амбулаторно, в дневном стационаре или в круглосуточном) и последовательность действий медицинских работников. При подозрении на онкологию врач любого профиля должен был направить пациента к онкологу, тот – взять анализы для уточнения диагноза, врачи-патологи – подтвердить или опровергнуть злокачественный процесс, и т.д. Но сроки движения пациента от этапа к этапу в документе не оговаривались. И двигаться по нему он мог не очень быстро.
В феврале 2019 года Минздрав внес изменения в приказ, конкретизировав период ожидания помощи на каждом этапе. Так, попасть от специалиста первичного звена, заподозрившего новообразование, к врачу-онкологу пациент должен был не позднее пяти рабочих дней с даты выдачи направления на консультацию.
На забор материала для исследований и отправку его в лабораторию поправки отвели один рабочий день. Еще 15 рабочих дней было положено на верификацию диагноза. В случае, если подтверждался рак, начать оказывать онкобольному специализированную помощь (за исключением высокотехнологичной) врачи должны были в течение двух календарных недель. В общей сложности выходило 33-35 рабочих дней.
Онкологи знают, что за одну-две недели опухоль практически не увеличивается в размерах. А некоторые виды рака вообще развиваются очень долго.
«Конкретизация сроков начала лечения – ход, скорее, психологический, – подчеркивает главврач ГБУЗ КО ОКОД Виктор Луценко. – Человеку, узнавшему о страшном диагнозе, важно не чувствовать себя один на один с бедой. А для этого ему нужно как можно быстрее попасть в руки профессионалов».
В текущем году, в соответствии с программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи населению, сроки начала лечения сокращены еще более – до 18 рабочих дней. Теперь от терапевта к онкологу пациент должен «дойти» максимум в течение трех рабочих дней, а онколог в течение дня должен организовать забор материала для анализа. На проведение инструментальных и лабораторных исследований при подозрении на новообразование отводится семь рабочих дней. И столько же – на оказание специализированной медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной).
«Выдержать такие сроки при прежнем количестве врачей и коек сложно, но мы к этому стремимся», – говорит главврач областного онкодиспансера Виктор Луценко.
Представители страховых медицинских организаций напоминают: если приходится ждать больше, это нарушение доступности медицинской помощи. В таком случае человек, застрахованный по ОМС, может обратиться за защитой своих прав в администрацию больницы или в свою страховую компанию.
В настоящее время кузбассовцев страхуют по ОМС две организации: «ООО АльфаСтрахование-ОМС» филиал «Сибирь» и ООО СК «Ингостстрах-М» в г. Кемерово. Телефоны для обращений указаны на бланках страховых полисов.