Художник с незабываемым вкусом
Дмитрий Шарипо создаёт картины из еды. В его работах нет ни единой щепотки натужности и искусственности, хотя он использует подчас парадоксальные приёмы «изложения», поэтому есть риск пересолить или, напротив, сделать слишком приторными гастрономические сюжеты. Даже когда он берётся за мировые шедевры, их съедобные репродукции получаются весьма органичными. Дмитрий уверен, что широкая палитра механизмов и приёмов эпохи постмодернизма предоставляет мастерам богатейшие возможности реализовать творческий потенциал, чем, собственно, он и пользуется.
Творчество и сладости
Дмитрию Шарипо почти 35 лет (отпразднует юбилей в конце сентября). Родился и вырос в деревне Новопокасьме Ленинск-Кузнецкого муниципального округа. В детстве был сладкоежкой, что, впрочем, неудивительно. Но ни шоколадок, ни конфет в качестве десерта в местном магазине невозможно было купить. Выход из горькой ситуации находился: мама щедро намешивала сметану с сахаром, а к чаю ставила крыночку с мёдом.
«Творчество всегда присутствовало в моей жизни, однако в ту пору информационное поле было слишком скудным, например, я даже не подозревал, что есть такая специальность, как дизайнер, – сказал визави. – Кроме того, художественная сфера мной даже и не рассматривалась как профессиональная. Не видели во мне художника и родители».
И вот 15-летний мальчишка поехал в Кемерово поступать в пищевой техникум.
«Кондитерское дело мне казалось максимально приближенным к творчеству. Однако ни учёба, ни практика на производстве не открыли больших возможностей активировать полёт фантазии. Меня воспринимали исключительно как здорового парня, который может носить мешки с мукой, круглосуточно стряпать булки и печь вафли. Честно сказать, во время учёбы даже немного разочаровался в профессии, потому что не мог проявиться», – добавил собеседник.
После срочной службы Дмитрий пытался найти себя в разных сферах, но в итоге пришёл всё-таки в общепит. Устроился в один из известных ресторанов областного центра.
«Главным для меня было попасть на кухню и получить возможность испытать себя. Я готов был трудиться за любые деньги, только бы иметь возможность творить, создавать», – вспоминает земляк.
Новые грани творчества
Спустя непродолжительное время молодой кондитер зарекомендовал себя грамотным специалистом, а его стилистика стала узнаваемой и востребованной. Свадебные торты, торты на заказ, фигурные десерты, сладкое с авторским оформлением стали его фирменным знаком.
«Работал в разных цехах, поэтому постепенно сложилось понимание того, как оформлять и холодные, и горячие блюда. Истинные повара – фанатики своего дела. Они не рисуют на холстах, но знают, как красиво подать заказ. Важно, чтобы каждое блюдо выглядело как самодостаточная композиция», – объяснил художник.
Почти десять лет работы в сфере общественного питания пробудили новые таланты. Дмитрий начал создавать гастрономические картины. И речь идёт не только о десертной теме, но и гастрономии во всём многообразии форм, цветов и калорий.
«Можно делать репродукции картин, но сначала важно поработать с продуктами: например, лук пережаривается до состояния золы, которая используется как источник чёрного угольного цвета», – объяснил мастер.
Начинал с простого: на фруктах и овощах вырезал ножами для карвинга портреты. Первым на связке бананов появился портрет популярного исполнителя Сергея Шнурова, солисты группы «Металлика» облюбовали яблочную кожуру, а Мику Джаггеру достались цитрусовые нотки: апельсиновая цедра.
«Портреты создавал для тематического контента, поэтому они ещё долгое время радовали глаз и не только в соцсетях. Ну а когда наступало время, с сожалением прощался с недолговечным искусством», – рассказал кемеровчанин.
Добавим, что Дмитрий – самоучка, в художественной школе не учился, да и частных уроков никогда не брал. Кстати говоря, сейчас молодой человек пишет картины маслом и расписывает предметы интерьера. Период «насмотренности» пройдён, поэтому уже приобретены все инструменты для «личного» искусства.
«Иной раз образы рождаются из обрывков фраз, набора ассоциаций, черт характера конкретного человека. Мне нравится наделять работы авторской интерпретацией, создавать художественные ребусы, которые интересно разгадывать зрителям», – отметил наш сегодняшний герой.
Вкусные шедевры
К творчеству гастрономического художника относятся по-разному. К примеру, в числе прочих работ ярко выделяется сладкая репродукция картины австрийского художника Густава Климта «Поцелуй».
«Фотографию торта отправлял в разные кулинарные паблики. Одни писали: «Как здорово и аппетитно!», другие считали, что это нельзя есть: на такой десерт следует только смотреть. В итоге торт отвёз родителям, они без малейшего сомнения его съели. В дальнейшем повторить такую репродукцию никто не просил. А вообще запросы клиентов существенно отличаются от предложений художников», – сказал с улыбкой Дмитрий.
Помимо создания гастрономических картин, Дмитрий занимается лепкой – тоже съедобной. Так, статуэтка Остапа Бендера была исполнена из сулугуни, чернослива и печенья. Шарф великого комбинатора художник связал из спагетти, а штиблеты посыпал куркумой.
Гастрономический двойник картины «Крик» Эдварда Мунка получился из горчицы, кетчупа, соуса унаги и прочей «мешанины».
Пробовать себя в роли художника сейчас может каждый. Большие возможности для этого открыла нейросеть. Однако только истинный поклонник многослойной души художника, настоящий гурман оценит свежий авторский взгляд, искусство создавать оригинальный продукт под авторским соусом.
Кстати, на своих страничках в соцсетях Дмитрий публикует не только результаты творчества, но и подробно рассказывает, из каких продуктов получился очередной шедевр вкуса.
К большому огорчению, на данном этапе у Дмитрия нет возможности организовать выставку гастрономических картин. Главная трудность в том, что такие полотна – ценность скоропортящаяся. Все силы и творческие эксперименты на сегодняшний день направлены на то, чтобы продлить прекрасный момент.
«Самый известный способ, призванный продлить жизнь гастрокартинам, является использование той «палитры», которая не поддаётся плесневению и потере цвета. Например, широкое применение находят яичная скорлупа, зола, шелуха, кожица (ягод, овощей), плодоножки. Также хороши продукты, в которых есть крахмал и целлюлоза, например кетчуп. Не стоит забывать и о гербариях. Чайные листья имеют разные оттенки, их можно изменять после заваривания и высушивать. Тайский анчан (синий чай) – пока что единственный найденный в кухонной бакалее источник синего цвета. Конечно, синий можно получить и добавив каплю йода в разведённый водой крахмал, но, работая с анчаном, уверенности испытываешь больше».
Между тем в последнее время Дмитрий львиную долю свободного времени уделяет графике. Возможно, что вскоре ему удастся перенести этот стиль и в кондитерскую плоскость.