Защита на опережение

Ученые предлагают создать в Кузбассе 13 новых особо охраняемых территорий, в том числе два природных парка – на юге и на севере региона. Однако такие намерения сохранить биоразнообразие могут вступить в конфликт с планами промышленности.
Создание новых ООПТ накануне обсуждали в областной Общественной палате. Как напомнила руководитель «Дирекции ООПТ Кемеровской области» Евгения Тимченко, в ближайшем времени в реестр особо охраняемых природных территорий попадет ботанический заказник «Арчекаский кряж» в Мариинском районе. Все необходимые процедуры пройдены, вопрос находится на согласовании в Минприроды РФ, и в дирекции надеются, что в январе заказник уже можно будет презентовать. На севере региона добывающая промышленность неразвита, поэтому особых проблем с тем, чтобы заповедать Арчекас, не возникло.
«Процесс создания ООПТ, подготовка документов занимает достаточно много времени, – поясняет Тимченко. – На конечном этапе, до направления в Минприроды, мы должны получить согласование в Кузбасснедрах. И зачастую получается так, что ученые выявят те места, которые обладают какими-то уникальными объектами, проведут комплексное экологическое обследование, общественные обсуждения, проинформируют местное население, пройдет экспертно-консультационный совет, экологическая экспертиза, и выясняется, что на этой территории выдана лицензия на добычу полезных ископаемых. И получается так, что всю работу мы проделали зря. Поэтому сейчас, когда к нам поступили предложения, мы провели экспертный консультативный совет при заместителе губернатора по АПК и направили все эти территории в Кузбасснедра, чтобы они на начальном этапе сообщили, есть ли намерения по выдаче лицензий».
Лицензия как приговор
Некоторые из 13 территорий-кандидатов ученые хотят защитить от возможных последствий планирующейся там угледобычи.
«Вызывает озабоченность намерение добывать уголь на территории Промышленновского района, – говорит ботаник Юрий Манаков, член Общественной палаты и экологической организации «Ирбис». – Открытая добыча может привести к отрицательным экологическим последствиям: иссушение, засоление окружающих разрез территорий, что сделает невозможным земледелие. Биоразнообразию будет нанесен значительный ущерб».
В Промышленновском районе общественники предлагают защитить, прежде всего, водно-болотные угодья. Здесь много озер, где останавливаются и гнездятся водоплавающие птицы.
«Мы взаимодействуем с бердвочерами – это энтузиасты, которые фотографируют птиц на профессиональную технику, имеют четкие географические координаты фотографии и заключение орнитологов о виде птице. Они нам посоветовали, какие водоемы Промышленновского района нужно защитить: мы их все включили».
В частности, статус ООПТ предлагается придать пруду Камышовый, озеру Камыш, Кокуйскому болоту.
Еще одна уникальная территория располагается в Новокузнецком районе, на правом берегу Томи, но…
«Заикаться о создании заказника на Терсинском месторождении просто нелепо: там лежит уголь марок Ж и Д, и это не оставляет чудной природе шанса на помилование, – считает Манаков. – Пока там открываются шахты, но нужно учитывать, что здесь горная местность и угольные пласты зачастую вертикальные, что делает их невозможными для шахтной добычи. Открытый способ добычи угля – вопрос времени».
Опасения у ученого вызывает и ситуация вокруг «Липового острова». По его данным, Кузбасснедра выдали лицензию на золоторазведку территории, и, значит, создание здесь заказника «Реликтовый» маловероятно.
«На этой территории находится единственная в Сибири формация широколиственных лесов, – напоминает Юрий Манаков. – И малейшее вмешательство в эту систему приведет к тому, что липняки быстро ликвидируются. И липа не сможет восстановиться на нарушенных территориях, как береза, пихта и так далее. Ничего не остается, как требовать от властей, от правительства, от Роснедр отзыва лицензии».
Сейчас дирекция ОППТ ждет ответа от Кузбасснедр: ведомство соотнесет границы предлагаемых территорий с выданными или готовящимися лицензиями. Конечно, будут какие-то наложения, полагает Манаков: нужно будет искать компромиссы. По его мнению, давно назрела необходимость создать региональную программу угледобычи, которая будет учитывать вопросы сохранения биоразнообразия и рекультивации нарушенных земель. Федеральная программа развития угледобычи до 2035 года содержит только экономические показатели.
Туристов отправят в парк
Также в Кузбассе могут появиться природные парки «Поднебесные Зубья» и «Кийские просторы» – такой категории ООПТ в регионе еще не было. Между тем идея заповедать полярные туристические районы не нова: администрация Чебулинского района несколько лет назад подготовила проект природного парка. «Кийские просторы» могут стать центральной точкой туристического кластера севера области, считает Манаков.
Поднебесные Зубья, по данным администрации Междуреченска, за лето 2017 года посетило 50 тысяч туристов, в том числе и иностранных.
«В Поднебесные Зубья поток туристов ограничивается лишь транспортной доступностью, – комментирует ситуацию Юрий Манаков. – Как только будет построена дорога в Хакасию, нагрузка на территорию вырастет в разы, и без управления ее оставлять недопустимо».
Как сообщила председатель Междуреченского комитета по охране окружающей среды и природопользованию Ольга Твиретина, ООПТ планируется создать в пределах большого туристического маршрута:
«Малый круг очень посещаемый, и ограничивать туризм там не стоит, браконьерство и другие нарушения, в основном, отмечаются на большом круге».
Вновь созданные ООПТ попадут под крыло областной дирекции. При этом, по словам Евгении Тимченко, и в уже существующих заказниках сложно обеспечивать охранный режим: в штате ведомства всего восемь госинспекторов.
«По правилам техники безопасности, в лесу должно быть не менее двух человек на одну территорию, и не более 25 тыс. га на одного человека. У нас только один большой заказник – «Бельсинский», в 74 тыс. га – там нужно три. В остальных – два, как минимум у одного из них должна быть машина и один снегоход. Мы подсчитали и подготовили письмо на губернатора: финансирование хотелось бы на уровне 70 миллионов рублей. А если у нас появятся природные парки, а это уже другой режим и другие задачи (туризм, рекреация, образовательные проекты), – нужно будет мечтать дальше…».
Ольга Смирнова.