Сибирская Швейцария

Крайний юг Кузбасса – Таштагольский район – считается самой экологически чистой территорией региона. Промышленность здесь представлена нешироко. Тем не менее, антропогенное воздействие на окружающую среду имеет место быть. О проблемах и успехах в природоохранной практике территории узнавал наш корреспондент.
В Таштагольском районе, славящемся красотой природы и естественными достопримечательности (Горную Шорию часто называют Сибирской Швейцарией), на сегодня существует только одна особо охраняемая природная территория (ООПТ) – «Шорский национальный парк». Государственный природный заказник «Таштагольский» создали в 1998 году для охраны соболя и ликвидировали в 2006-м, поскольку тот выполнил свою функцию, пояснили в областной «Дирекции особо охраняемых природных территорий». Кстати, в последние годы популяция вида только растет. Так, по данным государственного учета, с 2012-го по 2016 год поголовье соболей в Кузбассе увеличилось с 9348 до 14095 особей.
Эко и этно
ООПТ федерального значения «Шорский национальный парк»была создана в 1989 году. Место расположения – на крайнем юге Кемеровской области, занимаемая площадь – 414,3 тысячи гектаров. Это один из самых крупных по площади национальных парков России и единственный национальный парк в Западной Сибири. В ландшафтном плане – это низкогорья и среднегорья, склоны которых покрыты черневой тайгой и темнохвойными, преимущественно кедровыми и пихтовыми лесами.
В «Шорском национального парке» развит познавательный туризм. Летом здесь проходят детские экологические походы-сплавы, волонтерские экспедиции, в которых ежегодно принимают участие более тысячи детей. Имеется большой потенциал для развития этнографического туризма. В ООПТ работают три экологических тропы: «Под сенью кедра», «Черневая тайга» и «Тропа зеленых останцов».
Среди природных достопримечательностей парка знаменитая Азасская пещера, ставшая за последние несколько лет меккой исследователей снежного человека, самый крупный в Горной Шории водопад Сага, живописная скала с огромным отверстием Царские ворота, каменная арка Пьющий слон, останец Солдат и многие другие. Практически с каждым памятником природы связана шоркая легенда. А первый в регионе этнографический музей в естественной среде «Тазгол» описывает жизнь и быт коренного населения Кузбасса с VI до начала ХХ века.
Флора парка сравнительно хорошо изучена. К настоящему времени на его территории выявлены 619 видов сосудистых растений и 300 видов мхов. Грибы представлены не менее чем 87 видами. Зарегистрирован 21 вид третичных реликтов. Животный мир территории типичен для тайги: из крупных млекопитающих – марал, косуля, бурый медведь, из куньих – соболь, росомаха, американская норка. Встречаются в парке речная выдра и кабарга, занесенные в региональную Красную книгу. И, вполне возможно, что сюда заходит федеральный краснокнижник – лесной подвид северного оленя, говорят учёные. Также из редких видов животных, внесенных в Красную книгу РФ, в парке обитают скопа, серый журавль, кудрявый пеликан, филин. А символом ООПТ стал черный аист, который регулярно встречается в долине реки Мрассу.
В 2016 году в национальном парке впервые отмечены четыре новых вида пауков. В целом здесь их встречается более двухсот. Также из энтомофауны этой территории примечательны пауки-сенокосцы шести видов. Из трех известных на сегодня в фауне России видов рода Sabacon в парке встречаются два. А вид Acanthomegabunussibiricus – эндемик Алтае-Саянской горной системы – вообще один из самых редких и малоизученных сенокосцев в мире.
Исследования энтомофауны находятся на начальном этапе, отмечают в Шорском национальном парке. Пока наиболее полные сведения имеются лишь об обитающих здесь жуках-жужелицах, слепнях, стрекозах и муравьях. Во влажных лесах в разнообразии водятся наземные брюхоногие моллюски, которые также нуждаются в специальных исследованиях. Остро актуальна и оценка состояния рыбных ресурсов. Важно определить негативные факторы, воздействующие на ихтиофауну основных водоемов ООПТ – рек Мрассу, Кондома и Пызас. Прежде всего, это касается популяции таких редких рыб, как ленок, таймень, сибирский подкаменщик.
В 2016 году учёные впервые попытались оценить влияние промышленных предприятий юга области на природные комплексы «Шорского национального парка»: на шести тестовых площадках отобрали пробы снега и хвои. В результате на двух из них, в осадках, обнаружили превышение ПДК по бору и хрому. Анализ хвои пихты и кедра показал превышение минимально допустимого уровня по цинку на двух площадках, по кадмию – на одной и по железу – на всех шести.
«Как правило, какой-то вывод можно делать только по результатам многолетних наблюдений, – прокомментировали в национальном парке полученные данные. – Мы планируем и в дальнейшем проводить подобные исследования, чтобы изучить влияние в долгосрочном периоде».
Баланс интересов
В 2016 году в Новокузнецкую межрайонную природоохранную прокуратуру поступила жалоба на отказ «Шорского национального парка» в выделении строительной древесины, однако прокурорская проверка нарушений в этом не нашла. Заявителю разъяснили порядок заготовки древесины для личных нужд на территории национального парка. С начала этого года на руководство ООПТ поступило две жалобы, и по результатам рассмотрения обоих нарушений природоохранного законодательства также не обнаружено.
В июле утверждена новая редакция положения об ООПТ «Шорский национальный парк» – его согласование в Минприроды длилось три года. Новый документ призван соблюсти баланс интересов природоохранной структуры и населения шорских поселков. Границы зон, где разрешены традиционные виды деятельности шорцев (без вреда для биоразнобразия) – охота, рыбалка, собирательство, – скорректировали с учётом их пожеланий. Как сообщили в национальном парке, новая зона традиционного экстенсивного природопользования на сегодня занимает более 70% ООПТ.
В то же время, как сообщили в Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуре, у национального парка нет права постоянного пользования участком категории «земли особо охраняемых природных территорий». Это не позволяет его руководству приступить к установлению границ охранной зоны, координатных точек, а также выполнять другие функции собственника участка.
Понуждение к контролю
В качестве наиболее типичных в Таштагольском районе в Новокузнецкой межрайонной природоохранной прокуратуре отмечают выявленные нарушения природоохранных требований лесного, водного законодательства, а также законодательства о недропользовании. Это использование поверхностных водоёмов без разрешительных документов, сброс неочищенных сточных вод, незаконная рубка леса, недропользование без правоустанавливающих документов.
«Анализ обстановки на территории Таштагольского района в сфере осуществления водопользователями, эксплуатирующими централизованные системы водопотребления и водоотведения, принадлежащие муниципалитету, а также деятельности по водопользованию позволяет выделить основной фактор, оказывающий на нее существенное влияние, а именно: отсутствие финансирования по разработке правоустанавливающих документов, заключению договоров с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в целях осуществления производственного контроля качества питьевой воды и сточных вод в связи с применяемыми тарифами на коммунальные услуги», – отмечает прокурор Новокузнецкой межрайонной прокуратуры Дмитрий Григорьев.
Солнце Шории – в сеть
Таштагольский район – первая и пока единственная территория в Кузбассе, где для электрификации целого, хоть и небольшого населенного пункта используется возобновляемый источник энергии (ВИЭ). Осенью 2014 года в шорском посёлке Эльбеза установили 84 солнечных батареи проектной мощностью 70 кВт. До этого 16 подворий отдалённого населенного пункта получали свет от дизельного электрогенератора – несколько часов в день. Дизтопливо в Эльбезу доставляли на вертолёте.
Реализация проекта стоимостью восемь миллионов рублей по соглашению региона с Минэнерго удешевила энергоснабжение деревни в пять раз, а главное – сделала его постоянным. Спустя три года солнечные батареи работают нормально, подтвердили в администрации Таштагольского района. Местные жители стараются беречь панели, не перегружать свою энергосистему: одновременно не включают в сеть несколько мощных бытовых приборов.
Всего в территории около 40 малонаселенных пунктов, которые так или иначе необходимо электрифицировать. Тянуть сети к труднодоступным шорским посёлкам очень дорого, солнечные батареи – также удовольствие недешевое. В российской группе компаний «Хевел» (работает в сфере солнечной энергетики), совместно с «Россетями» строящей гибридные солнечно-дизельные электростанции в отдаленных, труднодоступных населенных пунктах, «Кузбассу» пояснили, что рассматривают Кемеровскую область в качестве возможной территории присутствия. Подробности читайте в материале выпуска о перспективах развития ВИЭ в России.