Шина замедленного действия
С этого года обязанность 20% переработки автомобильных шин легла на производителя или импортера. По официальным данным, в Кузбассе ежегодно накапливается 10-15 тысяч тонн отработанных покрышек, в том числе крупногабаритных. При этом утилизируется только треть от такого объема. Это не стыкуется с ростом угледобычи открытым способом. Поможет ли новый закон усилить переработку шин в регионе, выяснял наш корреспондент.
Отслужившие автомобильные шины относятся к малоопасным отходам (4-й класс опасности). Тем не менее в процессе разложения (а это порядка ста лет) они выделяют в атмосферу около 150 вредных для человека и окружающей среды веществ, ведь современные покрышки в разных пропорциях состоят из натурального и синтетического каучука, серы, сажи, смол, кремния и т.д. Кроме того, несанкционированные свалки из шин – весьма пожароопасный объект. По разным данным, при сжигании тонны резины в атмосферу выделяется до 270 кг сажи и 450 кг токсичных газов. А еще кучи покрышек – привлекательная среда для крыс и насекомых-вредителей.
Автомобильную резину можно успешно использовать вторично: в дорожном строительстве, для производства мягкого покрытия спортивных и детских площадок и многого другого. В Европе переработкой покрышек занимаются с 70-х годов прошлого века, в России – с 2000-х, рассказывают в блоке замгубернатора Кемеровской области по ТЭК и экологии. При этом в высокоразвитых странах Европы перерабатывается от 70 до 100% всех отработанных шин. Российские показатели куда скромней: перерабатывается всего 15-17% отслуживших покрышек (а ежегодный объем образования этого отхода в стране по разным оценкам составляет от 900 тысяч тонн до 1,3 миллиона тонн). Остальной отработанный материал либо сжигается (20%), либо захоранивается на полигонах или несанкционированных свалках (60–63%).
Первые шаги к решению вопроса утилизации отработанной резины в нашей стране были сделаны в прошлом году. Так, с 1 января 2016-го утверждена ставка экологического сбора за утилизацию изношенных шин: 7190 руб. за тонну. Кроме того, предлагается ввести полный запрет на захоронение отработанных автомобильных покрышек с 1 января 2018 года. А новая редакция федерального закона «Об отходах производства и потребления», вступившая в силу в начале 2017-го, обязывает производителей или импортёров шин утилизировать 20% от годового объёма отработанной продукции или платить вышеуказанный экологический сбор.
КГШ тают на бумаге
По данным блока замгубернатора по ТЭК и экологии, за последние пять лет объем добычи угля открытым способом в нашем регионе увеличился более чем на 10%. Логично было бы предположить, что и объем отработанных крупногабаритных шин (КГШ) от карьерных самосвалов должен вырасти. Однако, исходя из статистической отчетности промпредприятий, в Кузбассе общая масса отработанных автошин за последние пять лет уменьшилась с 15,3 тысячи тонн до 10,8 тысячи тонн (в 2015 году), то есть на 30%. Это противоречие позволяет усомниться в достоверности данных, предоставляемых субъектами хозяйственной деятельности в адрес органов экологического надзора, полагают в обладминистрации.
Напомним, за утилизацию шин должны платить владельцы техники. В то же время шины, например, для «БелАЗов» содержат много натурального каучука – это ценное вторсырье. В такой ситуации понятно нежелание промышленников платить за его утилизацию. Однако этой обязанности с них пока никто не снимал. По данным «Кузбасской ассоциации переработчиков отходов», ежегодно в регионе утилизируется 4-5 тыс. тонн шин – то есть примерно треть от того, что накапливается. Зачастую отработанные покрышки попросту складывают в отвалы, говорит руководитель управления Росприроднадзора по Кемеровской области Ирина Климовская. Новая система обращения с отходами поможет сделать утилизацию прозрачной, считает она: «Сегодня создана единая информационная система. Она пополняется не только сведениями структур Минприроды, но и Минпромторгом, Казначейством. Сведения о ввозимых товарах будут структурированы. Когда нам будут представлять акт утилизации, мы будем видеть, что происходит на предприятии с отходами».
Шинного бизнеса недостаточно?
Сейчас в Кузбассе переработкой утильных шин занимаются 12 предприятий. Еще десять лет назад их числилось семь, но реально работали три. При этом угольные компании с крупным парком карьерных самосвалов по-прежнему указывают на низкую конкуренцию на этом рынке. «Хотелось бы, чтобы рынок был шире, – говорит заместитель начальника департамента по экологии и земельным отношениям УК «Кузбассразрезуголь» Татьяна Степченко. – К нам заходят на торги предприятия из Барнаула, Томска. Мы работаем с местными переработчиками, но их предложений для нас недостаточно». «Кузбассразрезуголь» (в состав компании входят шесть угольных разрезов) ежегодно передаёт для утилизации до двух тысяч тонн отработанных шин карьерных самосвалов. Кроме этого в компании практикуют восстановление шин, продажу, а также вторичное использование их в качестве ограждения на технологических дорогах.
По другому мнению, кузбасские переработчики автошин имеют достаточные мощности, но они недозагружены. Об этом, например, говорит исполнительный директор «Кузбасской Ассоциации переработчиков отходов» Наталья Трубецкая. Развитие отрасли переработки КГШ может тормозить и такой фактор, как техническая специфика, отмечают в «Агентстве по привлечению и защите инвестиций Кемеровской области». Из крупных покрышек необходимо извлекать стальной или тканный металлокорд – не все компании имеют приспособленные для этого линии.
В условиях низкой конкуренции цена на утилизацию КГШ остается высокой, отмечает Татьяна Степченко. По её данным, стоимость переработки тонны шин за прошедшие пять лет варьировалась в пределах от 700 до 3500 рублей. Директор ЗАО «Шахта Беловская» (предприятие с открытой добычей угля ГК «Каракан Инвест») Александр Анохин утверждает, что за последние годы цены на утилизацию снизились. «Раньше, чтобы одну шину утилизировать, нужно было потратить десять тысяч рублей, – говорит он. – Сейчас это гораздо дешевле, чувствуется усиление конкуренции. Тем не менее нужно создавать больше компаний, чтобы они за шину боролись… А лучше бы они у нас её покупали или хотя бы просто забрали – они ведь получают продукт».
По мнению Ирины Климовской, в последующие годы норматив на переработку покрышек для производителей и импортёров будет расти. А пока основной объем утилизации отработанных шин закон по-прежнему оставляет за отходообразователем. И сегодня всё чаще угольные компании идут по пути собственной переработки шин. Так, в конце прошлого года СУЭК открыл производство резинового покрытия из своих утильных КГШ – правда, в Хакасии. В «Кузбассразрезугле», который до этого активно сотрудничал с местными переработчиками, сейчас рассматривают возможность покупки собственного оборудования по резке шин, рассказала Татьяна Степченко. «Капитального строительства оно не требует, – отмечает она. – Производитель есть в Новокузнецке, есть предложение китайского производства».
Развивают производство и профильные компании. Например, крупный оператор по переработке КГШ в Кузбассе «Промпереработка» (производственные площадки в пгт Краснобродский и в Кемерове) уже этой весной должен был завершить строительство нового цеха по производству травмобезопасного покрытия, монтаж новой линии горячего прессования и оборудования для выпуска крашеной крошки. В развитие производства собственник планировал вложить 143 млн руб.
20% ответственности
Пока не сложилась практика, непонятно, каким образом производитель или импортёр шин будет обеспечивать свою долю переработки. «Есть три варианта выполнения этого норматива: либо производитель устраивает свой завод по переработке, либо заключает договор с утилизирующей компанией, либо действует через различные ассоциации», – говорит Наталья Трубецкая. А вот директор разреза «Кийзасский» Николай Зарубин опасается, что продавцу будет проще заплатить экологический сбор и включить эти затраты в стоимость продукции. Таким образом, от расширенной ответственности производителя покупатель может только проиграть.
С другой стороны, без загрузки может остаться и кузбасский переработчик. Закон не обязывает производителя утилизировать отходы в месте отходообразования: свои 20% он может выбрать там, где ему угодно.
В марте на коллегии обладминистрации под председательством первого заместителя губернатора Владимира Чернова областные власти предложили угольщикам при покупке шин заключать тройственный договор о том, чтобы переработка велась на местных предприятиях. Таким образом планируется поддержать региональный бизнес и отрасль в целом. Экологический сбор – целевой. Предполагается, что он будет аккумулироваться на федеральных счетах и в дальнейшем распределяться в том числе на развитие территориальных схем обращения с ТКО.
Между тем
Как отмечают эксперты, успех развития отрасли переработки КГШ во многом зависит от востребованности конечной продукции. Наиболее перспективным видится применение резиновой крошки в дорожном строительстве. Кроме того, первый заместитель губернатора Владимир Чернов предложил рассмотреть в качестве возможного крупного рынка сбыта спортивного покрытия Красноярск – столицу Зимней Универсиады-2019.