Это ещё цветочки…

На прошлой неделе в Кемерове состоялась презентация Чёрной книги флоры Сибири. Антипод Красной книги описывает 58 чужеродных растений, которые могут вытеснить аборигенные виды со всеми вытекающими последствиями. С виду безобидные цветочки грозят серьёзными экологическими и экономическими проблемами, считают сибирские ботаники.
Чёрная книга флоры Сибири – это труд учёных из двенадцати регионов. Создать её предложил профессор кафедры ботаники Томского госуниверситета Александр Эбель – на конференции по проблемам промышленной ботаники, которая проходила в Кемерове в 2012 году. Проблема захвата территории заносными растениями к тому времени становилась всё более актуальной. «И мы стали изучать инвазионные виды – те, которые трансформируют природные сообщества, как вирус, который попадает в организм», – объясняет ответственный редактор издания, заведующий отделом Кузбасского ботанического сада Андрей Куприянов.
Зелёные кролики
Изначально в сводный список должно было войти 146 инвазионных растений. В итоге осталось 58 – самых агрессивных. Практически все они встречаются в Сибири повсеместно, некоторые – только в конкретных регионах. В Кузбассе растений-чернокнижников – 47.
Учёные называют инвазионные растения пришельцами, захватчиками, зелёными кроликами – по аналогии с известной австралийской историей. Подобная, хоть и не столь быстрая в развитии ситуация – и с растениями-агрессорами. Вспышка их активности в Юго-Западной Сибири произошла около 60 лет назад, а с 70-х годов прошлого века растёт по экспоненте. Связано это преимущественно с хозяйственной деятельностью человека. «Борщевик Сосновского когда-то рекомендовали как силосную культуру, – говорит Андрей Куприянов. – Сейчас он покрывает землю, и больше ничего там не растет. Никто не думал, что он придёт в Сибирь из Европы… Сейчас он есть в Новосибирске и Алтайском крае».
Другую «американку», циклахену дурнишниковую, впервые в России нашли в Алтайском крае в 1985 году. «Сейчас она дошла на 100 километров севернее, – комментирует Куприянов. – Там не увидите ни нашей крапивы, ни нашего лопуха. Там стоят такие вот заросли этой циклахены. Скот её не ест, она аллергеноопасная. Это почти экологическая катастрофа…»
Не нужен нам клён американский?
Среди инвазионных есть виды с естественным ареалом для Сибири, как, например, сибирская яблоня, и растения культигенного происхождения. Так, нынешним летом профессор Куприянов на отвалах Сибиргинского разреза (кстати, увеличение площади нарушенных земель – один из факторов распространения растений-агрессоров) наблюдал заросли садовой земляники, которая, образовав ковёр, разрастается в сторону леса: «Она уже не плодоносит, но вегетативно так размножается, что выдавливает плодоносящую».
Большинство наших «чернокнижников» (19), в том числе и циклахена, родом из Северной Америки. Например, широко распространенный в городских лесах и парках клён ясенелистный, или клён американский, изначально рос в скалистых районах США. В Сибири его использовали для озеленения. Теперь, по словам сибирских ботаников, это самый злобный инвазионный вид, не дающий подниматься поросли других деревьев – например, сосне.
Один из авторов Чёрной книги, декан биологического факультета Алтайского государственного университета Мария Силантьева рассказала, что в прошлом году Алтайский край вышел к Минприроды с законодательной инициативой исключить клен ясенелистный из числа широколиственных пород, для которых запрещена санитарная и выборочная рубка в лесах всей Сибири. «Ответ – отрицательный, – констатирует профессор Силантьева. – Рубят другие деревья, а клён остаётся и на их месте с успехом разрастается».
Ботаника строгого режима
Посчитать ущерб, причиняемый зелёными агрессорами, ботаники не могут – не их компетенция. Да и не принято это до сих пор в России, в отличие от Запада. «Ущерб от того, что борщевик Сосновского завоевал огромные территории в Прибалтике, вычисляется экономически, – говорит Силантьева. – На борьбу с ним в Эстонии, Литве и Латвии тратится столько же, сколько на борьбу с преступностью, то есть соотносимо с бюджетом, на который содержится полиция и другие структуры, обеспечивающие правопорядок».
По мнению Андрея Куприянова, Кузбасс должен подумать над законодательными актами, препятствующими распространению инвазионных растений. «Мы должны ограничивать их, не рекомендовать больше в озеленении, создании лесополос, разработать регламенты борьбы с этими видами в городских и пригородных лесах. Может быть, мы пригласим лесников, департамент сельского хозяйства и подумаем, на какие виды нужно сделать упор и какие меры в рамках существующего законодательства можно принять».
Начальник областного департамента природных ресурсов и экологии Сергей Высоцкий заверил «Кузбасс», что начатый учёными диалог будет продолжен: «С некоторыми растениями нужно вести борьбу. Этот вопрос будет рассмотрен совместно с учёными, но действовать нужно по принципу «не навреди».
Высоцкий отмечает, что, с одной стороны, инвазионные растения на фоне оставляющей желать лучшего рекультивации угольных отвалов приносят пользу. Они заполняют пустоту лунных ландшафтов и те хотя бы не пылят. С другой стороны, на этом месте, вероятно, ничего другого никогда уже не вырастет.
Какие «ягодки» могут принести «цветочки», учёные показывают опять же на примере заграницы. По словам Марины Силантьевой, 50 лет назад Новая Зеландия из-за заносных видов полностью лишилась корма для коров. Сейчас новозеландские ботаники отбирают образцы кормовых трав в Алтайском крае. Их высадят за тысячи километров от родины и будут строго следить, чтобы чужаки не вышли за пределы пашни.
Ксения Гордийчук.
Сергей Высоцкий,
начальник департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области:
– В своей работе экологи обычно пользуются Красной книгой. Чёрная книга тоже очень важна. Она позволяет понять привнесенные виды, чужие для нашей территории, которые могут вытеснить традиционные растения. Жизнедеятельность этих видов нужно обязательно учитывать при планировании природоохранных мероприятий. Так что это очень важная для Кузбасса и для Сибири работа.
Мария Силантьева,
декан биологического факультета Алтайского государственного университета:
– Впервые для территории Сибири мы получили документ, позволяющий осмыслить последствия хозяйственной деятельности человека. Как трансформирован растительный покров, мы можем судить по тем элементам, которые здесь описаны. Я считаю, что книга должна стать справочником для тех, кто принимает решения в области природопользования, обоснованием действий в отношении определенных видов (не надо по ошибке включать в Красные книги инвазионные виды, что есть в ряде регионов – от незнания собственной флоры). Появилась точка отчета, когда можно копить материал десятки лет и затем сравнивать. Кроме того, книга преследует просветительские цели: она написана научно-популярным языком.