Дороги августа дважды победного года
Летом 1945 года из Германии начали возвращаться каторжники нацизма – но не туда, откуда их подростками угнали оккупанты. «Из освобожденных узников были сформированы батальоны и отправлены эшелонами на Восток. «На войну с Японией», объявили им. Однако в сентябре и с Японией война закончилась. И тогда часть этих эшелонов была направлена в Кузбасс» — таким макаром: «Освободили англичане. Относились к нам очень хорошо. Предлагали остаться на Западе. Но мы рвались домой. Из Гамбурга на машинах нас привезли в город Росток и передали нашим. Солдат с медалями с ненавистью мне говорит: «Отъел морду у фюрера! А я за тебя кровь проливал». В лагере тысяч пятьдесят… Затем пешком 40 дней 1750 километров до Белостока. Там пришел состав. Тысячу человек погрузили в вагоны без нар. Ехали 28 суток до станции Ишаново. Стал работать на шахте «Ягуновская». Отмечался в комендатуре. Было голодно, одолевали вши. Смотрели на нас, как на врагов…»1 Где хоть одно воспоминание доставлявших в Ишаново и на десятки других станций и полустанков Кузбасса под конвоем в товарняке трудармеек и узбеков, власовцев и бандеровцев, пленных немцев и японцев, своих заключенных в 1941–1945 годах? Безвозвратно ополовинено прошлое не только железных дорог…
О том ли думал советский человек в год двойной Победы! «Столица нашей родины Москва радостно отметила 5 августа — Всесоюзный день железнодорожника (первый советский отраслевой праздник; для сравнения: День шахтера был учрежден 10 сентября 1947 года, День металлурга — 28 сентября 1957-го. – Прим. авт.). Исторические сталинские слова, произнесенные в Кремле 30 июля 1935 года о великом государственном значении железнодорожного транспорта СССР, о чести работать на транспорте…»2 Рабочие и служащие Московской железной дороги провели торжественное заседание в Зеленом театре ЦПКО им. Горького, аплодируя президиуму с Кагановичем во главе и речам — благодарностям, обещаниям и призывам. Ни намека на канун последнего (с кровью – четвертого, вообще же – шестого) года вступления СССР во Вторую мировую войну.
Что знал о ее Азиатско-Тихоокеанском театре читатель газеты? До 8 августа 1945-го сохраняя с Японией дипломатические отношения, массой рейсов связывая наш Дальний Восток с тихоокеанскими портами США и Канады через японские проливы, игнорировали японскую информацию о войне с Западом и Китаем. Да и от Запада – скупые строчки мелким шрифтом на последней странице, вроде таких: «Война на Тихом океане. Вашингтон, 3 августа (ТАСС). Штаб тихоокеанского флота США сообщает, что, по дополнительным данным, самолеты 3-го американского флота, совершившие 30 июля налет на район Токио, уничтожили 4 ангара, 4 паровоза, повредили 11 паровозов и 15 ангаров».3 Или, например, когда уже сами воевали с японцами (на контрасте с превознесением наших боевых успехов на первых полосах): «Лондон, 13 августа (ТАСС). Агентство Рейтер передает сообщение штаба командования сухопутными войсками союзников на Тихом океане о том, что самолеты армейской авиации союзников 11 и 12 августа нанесли ущерб железнодорожным участкам… на острове Формоза».4
Роль Транссиба в грядущей нашей Победе поспешили даже воспеть в стихах! Любуясь Родиной из окна плацкартного вагона под аккомпанемент трофейного аккордеона, ехал громить японцев после немцев красноармеец:
Слушайте, сопки,
Слушай, Байкал,
То, что недавно
В Берлине играл.
Песенку эту
Врагу-самураю
В новом походе
Не хуже сыграю.5
А Герой Социалистического Труда Осипов заверил: «Советские железнодорожники единодушно одобряют решение правительства об объявлении войны Японии… Трехмиллионная армия железнодорожников оправдает доверие партии, правительства, всего народа — воинские грузы будут вовремя доставляться на фронт, на Дальний Восток. Да здравствует наша доблестная, героическая Красная Армия! Да здравствует Генералиссимус Советского Союза великий Сталин!»6
Оправдывать доверие не пришлось. Пять дней спустя (пусть с задержками кое-где) Япония капитулировала. Но случись это и ближе ко 2 сентября, дню подписания официального акта на борту линкора «Миссури», Красная Армия на Дальнем Востоке все равно заблаговременно была снабжена всем необходимым настолько, что даже полное прекращение перевозок по железным дорогам СССР с 9 августа 1945-го не помешало бы ей быстро дойти до китайского Жэхэ, маньчжурского Ляодуна, корейского Пхеньяна и сахалинской Тойохары.
Ю. М. ТРИБИЦОВ,
кандидат исторических наук.
1. А. С. Шураев. Узники фашизма на Кемеровском руднике. – Кемеровский рудник. 100 лет перемен. Кемерово, 2008, с. 77-78.
2. «Известия», 7 августа 1945 г.
3. «Известия», 4 августа 1945 г.
4. «Известия», 14 августа 1945 г.
5. Александр Жаров. Паренек с Байкала. «Известия»,
9 августа 1945 г.
6. Там же.