Соцсети:
Актуальное

Живая душа приживальщика

10 октября 2012 | Газета «Кузбасс»

Бенефис

В наш жестокий век пьеса Ивана Тургенева «Нахлебник» оказалась для сцены весьма актуальной. Недаром театры повсеместно обращаются к этому материалу. На сцене Новокузнецкого драматического «Нахлебник» поставлен как спектакль-бенефис заслуженного артиста РФ Вячеслава Туева, исполняющего заглавную роль.

Тургеневская комедия в постановке Игнатия Кириллова обрела форму серьёзного высказывания и воплотилась в драму семейных и общественных нравов. Сюжетная линия получила обостренное звучание, все акварельные полутона стали контрастным рисунком. Сценография спектакля столь же графична и точна (художник-постановщик Ольга Горячева). Пространство организовано с помощью деревянных досок. В первом акте, когда в имение приезжают молодые хозяева, доски расположены вертикально: пространство сцены аскетично, но объёмно и устремлено вверх. Во втором действии, когда муж Ольги, Елецкий (артист Евгений Котин), вступивший во владение имением, переводит его в прибыль, те же доски уже сложены штабелями – горизонтально. А в углу на авансцене – горка опилок, в которую, как в могилу, в финале закопает себя Кузовкин.

  

В центре событий – история одинокого сердца, которому суждены ежедневные унижения в качестве платы за чужой хлеб. Когда-то, лишившись наследства, мелкопоместный дворянин Кузовкин стал нахлебником в доме богатых людей. Только этому персонажу в спектакле свойственны мягкость и задушевность. И именно его избирают объектом глумления циничный щёголь Тропачёв (Андрей Грачёв), его шут и прихвостень Карпачов (Евгений Лапшин), а вместе с ними и Елецкий.

Первое же появление героя на сцене красноречиво свидетельствует о его униженном положении в доме. Мизансцены выстроены так, что высокая фигура исполнителя постоянно оказывается распластана по полу: то он поправляет ковровую дорожку, то собирает какой-то невидимый сор. Сразу поражает угловатость движений, мелкая суетность и одиночество Кузовкина. И если в пьесе у него есть приятель, столь же бесправный и бедный, то в спектакле Кузовкин в одиночку противостоит своре наглых лакеев и бессердечных собственников.

Однако душа этого жалкого приживальщика ещё жива, согреваемая некой жгучей тайной. Каждое его слово полно едва уловимым светом, затаённой радостью: ведь в дом приезжает молодая хозяйка, которую он так давно не видел. И пусть приезжает она с мужем, он-то помнит её ещё девочкой, с ней он когда-то играл, ей пел колыбельные песни.

Ольга Елецкая (Екатерина Санникова) словно бы и оправдывает восторг его ожиданий: она добра, мила, любезна. Однако внимание её всецело поглощено мужем, а уж никак не старым приживальщиком, которого она и по имени-то не очень помнит. Ольга ещё слишком молода и слишком счастлива, и её сострадание проявляется лишь в формах поверхностного светского участия. Однако вскоре ей предстоит потрясение, когда она узнает, что забитый приживальщик Кузовкин — её отец. Это заставляет Ольгу внимательнее посмотреть на него, попытаться увидеть человека, равного себе. К сожалению, если прозрение и происходит в финале, актрисе явно недостаёт драматизма. Ольга пожалела Кузовкина, но в этой жалости больше осторожности, чем любви. Ольга не отваживается перечить мужу, быть с ним откровенной. Внутренней свободы в ней ещё меньше, чем в Кузовкине. Тот всё же воспротивился крайнему унижению, защитил своё человеческое достоинство.

Один раз очнувшись, душа его больше в рабство не впала. Режиссёр изменил финал пьесы. Избитый Кузовкин не соглашается принять деньги на выкуп своего имения. А вот теплоту и сочувствие дочери он принимает. Финал спектакля трагичен и утешителен одновременно: Кузовкин умирает в объятиях дочери, но умирает свободным человеком.

Акценты в спектакле расставлены жёстко, характеры и сюжетные линии спрямлены. Безусловно, это именно сегодняшнее прочтение пьесы. Сам статус нахлебника давно себя изжил. Сегодня это маргиналы, и общественное отношение к ним нельзя назвать человечным. Отсюда и острота режиссёрского высказывания. А Вячеслав Туев своим проникновенным исполнением как раз и пробуждает в нас чувства добрые.

Галина ГАНЕЕВА.

 

Другие статьи на эту тему

29 ноября

В следующем году в Кузбассе пройдёт национальный фестиваль «Музыкальное сердце театра»

В 2023 году вручение премии «Музыкальное сердце театра» пройдёт в Кузбассе. Об этом сообщил во…

Все грани театра: каким было открытие первого Международного театрального фестиваля в Кузбассе

10 сентября в ледовом дврце «Кузбасс» прошло открытие фестиваля «Сверкающие грани театра». О том, как это было, читайте прямо сейчас

«Сверкающие грани театра»: что ждёт зрителей фестиваля в Кузбассе

С 10 сентября по 30 октября в Кузбассе пройдёт первый международный театральный фестиваль «Сверкающие грани театра». Рассказываем, что интересного ждёт вас в эти полтора месяца.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс