Соцсети:
лунный календарь 2022 в газете Кузбасс

Девичник как образ жизни

23 ноября 2010 | Газета «Кузбасс»

В Кемеровском областном театре драмы состоялась премьера спектакля «До встречи.ру». Постановка заслуженного артиста России Олега Кухарева.

Наконец-то «звездный зал» — сравнительно новая сценическая площадка нашей драмы – реабилитировал себя! Пожалуй, впервые со дня его открытия мы увидели здесь спектакль, качеством своим соответствующий названию сцены. Именно здесь, после премьеры «До встречи.ру», я поняла, ЗАЧЕМ людям нужен театр. По крайней мере, для себя я нашла ответ на вопрос, зачем сюда хожу, что ищу, вникая в истории чужих жизней, разыгрываемых для меня чужими людьми… Я ищу возможности: а) посмеяться; б) поплакать; в) подумать о смысле жизни. Причем все это мне хочется практически одно —временно. И новый спектакль Олега Кухарева как нельзя более точно утоляет эти зрительские ожидания.

В основу его положена пьеса американского драматурга Айвона Менчелла «Кладбищенский клуб», несколько лет назад прогремевшая на Бродвее. У нас ее ставили в разных театрах и под разными названиями – «Девичник над вечным покоем», «С тобой и без тебя», «Осенний блюз»… Сюжет от этого не меняется: три дамы «элегантного возраста» раз в месяц собираются на кладбище, бродят среди кустов и памятников, навещают могилы своих мужей. Когда-то все три пары, что называется, дружили домами. Овдовев, женщины обречены на вечные «девичники», во время которых предаются тому, что происходит, собственно, на всех девичниках: немного сплетничают, немного пикируются, обсуждают наряды и, конечно же, большей частью говорят о мужчинах. Об ушедших мужьях. О несостоявшихся (или канувших в Лету) радостях и упованиях. И – о живых мужиках, разумеется, тоже. Житейскую мудрость, прозвучавшую в известном фильме — «а вот, говорят, еще на кладбище хорошо знакомиться», — никто пока не отменял!
И он появляется, наш герой, печальный вдовец, один кавалер на трех (нет, даже четырех!) дам. И вокруг него, конечно, закипают страсти…

Олег Кухарев нарочито русифицирует текст бродвейской пьесы (потому и в названии — «ру»), дает персонажам русские имена, вводит иные, близкие нам реалии. Но это отнюдь не раздражает, потому что сделано достаточно тонко, а главное – с глубоким подтекстом. Так, героинь в его спектакле зовут в точности, как трех чеховских сестер – Маша, Ольга и Ирина. И характеры их соответствуют «чеховским прототипам»: «правильная», несгибаемая, принципиальная Ольга (Людмила Усанова), лиричная Ирина (Лидия Цуканова), раздираемая страстями энергичная и решительная Маша (Людмила Копылова).

Надо сказать, подобных пьес, написанных со специальным расчетом – дать работу возрастным актрисам, – пишется немало. Но редкая из них способна дать основу для такого глубокого и яркого спектакля, какой получился у Кухарева. Чаще это трагикомические или мелодраматические истории для забавы публики. Не то – здесь.

Я даже затрудняюсь определить жанр постановки! Комедия? Ну да, смеешься тут поминутно (блистательные реплики, острый, неожиданный юмор). А местами невозможно сдержать слезы. И – нелепая, совершенно неожиданная смерть в финале (как неожиданна любая смерть) заставляет охнуть: неужели – все?! И твоя судьба когда-нибудь вот так же оборвется, оставив близким лишь общение с призраком, с воспоминанием, с проброшенными когда-то твоими шуточками, сказанными глупостями, дурными или добрыми поступками… Но и трагикомедией я бы этот спектакль не назвала – он для такого определения слишком нежен.

Вообще это тот редкий случай, когда не хочется анализировать режиссерские приемы, находки и упущения. (Хотя они есть, конечно. Есть длинноты, есть моменты провисания напряжения, причем именно там, где оно, наоборот, должно нарастать, – например, в сцене объяснения Ирины и Антона, в сценах с клоунами, которые, по-моему, совсем напрасно введены в спектакль). Однако разбирать действо не хочется, а хочется только благодарить и восторгаться. Прежде всего – замечательными актерскими работами. Для меня, например, совершенным открытием стала Людмила Копылова. Ее Машенька тут – экстравагантная, дерзкая, но раненная на всю жизнь мужней неверностью, – это глубоко несчастное существо. И ее попытки быть «самой-самой» — это героические усилия недолюбленной женщины, недополучившей то, что принадлежит ей по праву. Красавица Людмила Копылова, пожалуй, впервые явилась нам в образе яркохарактерной актрисы. Причем ее юмор далек от комикования записной клоунессы – он остер, но тонок, а психологические сцены – драматичны без мелодраматизма.

Вообще в подобной постановке так легко скатиться к изображению не характеров, а типажей (одна – стерва, другая – трусиха, третья – «железная леди»…). Слава Богу, здесь этого не произошло. Все персонажи получились на редкость живыми, убедительными, не карикатурными, но узнаваемыми. Очень хороша Наталья Новикова в роли моложавой вульгарной подружки, легко уводящей единственного кавалера (Олег Кухарев) от наших трех дам.

Безупречно ведут свои партии Людмила Усанова и Лидия Цуканова, обреченная режиссером на рискованные «пробежки голышом»…

Кстати, о нарядах. В спектакле, где об обновах, костюмах, вкусе в одежде много говорят, на наряды героинь обращаешь особое внимание. Замечательна здесь работа художника (Полина Корабейникова): изысканно-элегантные (каждая – в сером, но в разной степени серости) героини в начале спектакля радикальным образом меняют свой облик к середине. И явление Маши (все, включая зрителя, знают, что она поразит, но никто и не догадывается, что это будет настолько дивно) по-настоящему радует.

Вообще главное послевкусие спектакля, начинающегося и кончающегося смертью, – его парадоксальный трагический оптимизм.

Оказывается, действительно, жизнь (причем во всех ее проявлениях!) продолжается, пока человек живет. И в 15, и в 35, и в 70 женщины, собирающиеся на свои девичники, грезят, думают и говорят об одном и том же. И с тем же пылом. И с тем же остроумием. И с тем же аппетитом. Только – содержание их бесед глубже, потому что жизненного материала все добавляется и добавляется.
Это очень обнадеживает, согласитесь.

Другие статьи на эту тему

Тайны «Данаи»

В прокопьевском КВЦ «Вернисаж» сегодня начинает работу новый проект – своеобразный подарок к 8 Марта…

Как нам это понравилось

В Кемеровском театре для детей и молодежи состоялась премьера спектакля «Как вам это понравится» (режиссура…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс