Актуальное

Тайны «Данаи»

28 февраля 2011 | Газета «Кузбасс»

В прокопьевском КВЦ «Вернисаж» сегодня начинает работу новый проект – своеобразный подарок к 8 Марта всем женщинам города. Уникальный случай: центральным экспонатом выставки является всего лишь копия… Впрочем, можно ли говорить «всего лишь», если речь идёт о копии работы великого Рембрандта? К тому же проект обязан своим рождением криминальной, в известном смысле даже детективной истории. Называется он «Возвращение «Данаи».

Копия «Данаи» выполнена в середине (вероятнее всего, в 70-е годы) XIX века. Несколько десятилетий она, совершенно выпавшая из поля зрения искусствоведов, хранилась в запасниках Омского областного музея изобразительных искусств. Вероятно, там бы до сих пор и находилась, но случилось непредвиденное: в 1985 году в Эрмитаж, где находилась «Даная» кисти Рембрандта, проник вандал. Он облил картину серной кислотой и исполосовал ножом. Чтобы вернуть миру шедевр в первозданном виде, реставраторы приступили к поиску копий картины. Лучшей из шести, хранящихся в России, была признана омская. Исследователи установили ее наиболее вероятных авторов – петербургских художников-академистов Земцова и Удальцова. Но кто из них двоих? На этот вопрос пока нет ответа. Ни тот, ни другой подписей под своими работами не ставил…
У реставраторов Эрмитажа «омская Даная» «гостила» двенадцать лет. По словам искусствоведов, художник, повторивший легендарную картину, был весьма старателен, точен в деталях, но не смог воспроизвести свойственный Рембрандту «сновидческий эффект». Омская копия – лишь отражение, более «бледное», чем оригинал. И всё-таки копия заинтересовала не только специалистов-реставраторов. Сегодня, когда оригинал уже восстановлен, «омская Даная» стала достоянием российской культуры, наглядным свидетельством живой связи русской и западно-европейских школ живописи. Эту копию уже не воспринимают как нечто сугубо вторичное и ученическое. Она выставлялась во многих российских городах, и во всех музеях перед этой картиной толпились восторженные зрители. В конце концов, Рембрандт, пусть и «отражённый», всё равно вызывает громадный интерес…
Сюжетная основа рембрандтовского шедевра — античный миф. Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Однако Зевс проник к Данае в виде золотого дождя, после чего она родила сына Персея.
Самая ранняя из известных картин на эту тему написана в 1527 году нидерландским художником Яном Госсартом. Слава создания самой «скандальной» «Данаи» принадлежит основоположнику австрийского модерна Густаву Климту (современники сочли его картину чересчур откровенной). Но наиболее узнаваемой во всём мире является «Даная» кисти Рембрандта. И это несмотря на то, что великий голландец достаточно вольно интерпретировал античный миф. (Например, на безымянном пальце левой руки изображённой надето кольцо, вероятно, обручальное. Пролившийся золотым дождем Зевс такого подарка, конечно, не делал.) Акт вандализма, совершённый четверть века назад в Эрмитаже, позволил узнать новые подробности создания этой картины. Рентгеновские исследования полотна показали: работа над шедевром проходила в два этапа. Первоначально Рембрандту позировала его жена Саския. Однако после её смерти художник переписывает картину (это произошло в 1646-47 годах). В чертах лица «обновлённой» Данаи угадывается новая возлюблена Рембрандта — Гертье Диркс. Теперь Даная смотрит не вверх, как в первом варианте, а в глубину картины. Золотые капли исчезли. Зато появилось золотое сияние за пологом. Изменилось и положение руки: изображённая, вероятно, уже не удивляется чуду, а прощается с ним.
Рембрандтовская «Даная» в истории мировой культуры стала своего рода гимном материнству. Открывшийся в «Вернисаже» выставочный проект включает также три подлинных офорта Рембрандта и семь графических работ российских художников, выполненных с картин великого голландца.

Другие статьи на эту тему

Приумножить культурное наследие региона

В Кузбассе завершилась Неделя культуры

Джаз для нас

Только первые, лучшие и, без сомнения, яркие коллективы выступали для кузбассовцев и гостей региона на XXXIX Международном фестивале «Джаз у Старой крепости» имени Анатолия Берестова в мае 2023 года.

28 марта

Модельные библиотеки Кузбасса становятся центрами культуры

Сегодня в Кузбассе стремительными темпами идет развитие библиотечной системы. Главная движущая сила, которая меняет отношение…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс