Как Медведица в Лауру превратилась
4 сентября 2010 | Газета «Кузбасс»
Следующий сезон Прокопьевской драмы – 65-й по счёту. Солидная дата – хороший повод встретиться с теми, кто определяет лицо театра сегодня, а также рассказать о легендарных людях, которые составили славу Прокопьевского драматического и которых уже нет с нами. Для актрисы Анны Соколовой уж точно «весь мир театр»: артисты окружают её не только на работе, но и дома.
Один из самых оригинальных спектаклей в текущем репертуаре Прокопьевского драматического – гоголевская «Женитьба», поставленная Владимиром Вейде. Режиссёр довёл до логического завершения гротескность пьесы: персонажи спектакля в какой-то степени напоминают цирковых артистов и на сцене появляются с нелепыми накладными носами. Ближе к финалу становится понятно: это печальные, трагические клоуны. А Анна Соколова — исполнительница роли Агафьи Тихоновны, невесты, – грустная клоунесса.
Эта героиня ни возрастом, ни комплекцией не напоминает девушку на выданье. Тем больнее видеть, как все её романтические надежды на счастливый брак пошли прахом…
Сегодня Анна Соколова – одна из ведущих актрис Прокопьевской драмы. За пятнадцать лет сыграны десятки ролей: от хрупкой мечтательной Лауры (спектакль «Стеклянный зверинец») до грубоватой, циничной, но по-своему обаятельной содержательницы публичного дома Селистины («Дон Жуан, или Любовь к геометрии»). А начиналась её «жизнь в искусстве» довольно скромно. После первых спектаклей, которые проходили при участии Соколовой, она и не думала кланяться публике. Ведь прежде чем поступить на актёрский факультет, Анна Альбертовна два года отработала в реквизиторском цехе Прокопьевского драмтеатра. В спектакле «Царевна-лягушка» отвечала за волшебное преображение. Один из персонажей – медведица по имени Таня – на глазах изумлённой публики превращался в прекрасную девушку. За секунду до этого сцена озарялась снопом пламени. Техническое обеспечение волшебства было несложным. В консервную банку ставилась свеча. На дно насыпали легко воспламеняющийся порошок горчичного цвета. В банку через отверстие заводился конец трубки, в которую оставалось только дунуть в нужный момент. Порошок поднимался вверх, и образовавшееся облако ярко и эффектно вспыхивало. Волею случая Анне Соколовой довелось поучаствовать в этом чуде и в другом качестве — на нескольких показах ей доверили заменить актрису, исполнявшую роль той самой Медведицы.
— Перетряслась жутко… — вспоминает актриса о своём дебюте.
Анна Альбертовна родилась в актёрской семье. Много лет на сцену Прокопьевского драматического выходили её родители. Они, кстати, не были артистами по образованию. Мать, Лариса Николаевна, играла в киселёвском любительском театре. Один из спектаклей посмотрела высокая комиссия. Талантливую актрису забрали в театр профессиональный – Новокузнецкий драматический. Здесь Лариса Николаевна (тогда ещё Волкова) встретила своего будущего мужа – Альберта Яковлевича Соколова. Супруги Соколовы несколько лет служили в театрах разных городов. Появилась на свет дочь Анна. В 1979-м обосновались в Прокопьевске. (К слову, Альберт Яковлевич и прежде — ещё до Новокузнецка — работал в Прокопьевской драме. Выходил на сцену вместе с актёрами, позднее ставшими легендами, а тогда ещё совсем молодыми – Антониной Хлебниковой и Петром Федченко.) Чету Соколовых для начала… записали в каторжане. Один из первых спектаклей, в котором оба были заняты, – «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову. Они играли в массовке и, когда главную героиню везли на каторгу, появлялись перед зрителями в костюмах арестантов.
Эпизоды, сыгранные комедийным актёром Альбертом Соколовым, иногда запоминались больше, чем заглавные роли других артистов в этих спектаклях. Так было, например, в «Игре любви и случая». Альберт Яковлевич играл слугу. У его персонажа не было ни одной реплики. Но публика аплодировала Соколову, не жалея ладоней. После смерти артиста на роль вводились его коллеги, однако им не удалось даже приблизиться к такому успеху.
Лариса Соколова — разноплановая острохарактерная актриса. Уже её первая большая работа в Прокопьевском драматическом – роль Феоны в спектакле поОстровскому «Правда хорошо, а счастье лучше» – покорила зрителей. И в последние годы жизни Лариса Николаевна работала с тем же азартом, что и в молодости. Публика специально приезжала даже из других городов, чтобы посмотреть на Соколову-старшую в спектаклях «Пока она умирала» и «Моя дорогая Памела» (поставлены в 1998-м и 99-м соответственно).
— Оба они не ходили по кабинетам директоров и режиссёров, ничего для себя не просили, – рассказывает Анна Соколова о своих родителях. — В этом отношении я тоже в них. Советовала маме: «Написала бы ты заявку на роль, что в этом такого?» — «Нет, в очереди за ролями стоять не буду! Это унизительно. Если режиссёр меня в этой роли не видит, напрашиваться не пойду».
По словам Соколовой, мать и отец не были белоручками. Мать шила, вязала, умела и любила готовить. Отец мог и проводку починить, и крышу перекрыть; даже сам скручивал дратву, которой подшивал дочери валенки. Был у Альберта Яковлевича ещё один талант, очень пригодившийся во второй половине 80-х, когда в СССР наступила эпоха тотального дефицита. Он умудрялся договариваться, «выбивать» пайки для актёров, отправляющихся на гастроли. Снабжал их продуктами по тем временам просто фантастическими, например, растворимым кофе и копчёной колбасой. Артист не унывал не только на сцене, но и в жизни.
— После того как папа умер, — вспоминает Анна Соколова, — коллеги, хорошо его знавшие – Алевтина Серебрякова, Валентина Яворская, – долго не могли успокоиться: «Нам кажется, Алик (т. е. Альберт Яковлевич. – А. Н.) вот-вот войдёт в курилку и расскажет свежий анекдот»…
Альберт Яковлевич и Лариса Николаевна узнали о решении дочери пойти по их стопам только тогда, когда обнаружили в почтовом ящике письмо, в котором перечислялись требования к абитуриентам (Анна Альбертовна предварительно списалась с театральным институтом). И к вступительным экзаменам она готовилась самостоятельно. Для Соколовой это было принципиально. Двадцать лет спустя история повторилась. Елизавета Жуйкова — дочь актёров Сергея Жуйкова и Анны Соколовой – поступила на актёрское отделение Прокопьевского колледжа искусств. И снова для родителей это стало полной неожиданностью. И снова абитуриентка без помощи папы и мамы решала, что будет читать на экзаменах.
— Муж был не очень доволен, а я к этому отнеслась спокойно, – комментирует Соколова. – Если и младшая дочь решит стать актрисой – возражать не буду. Не вижу в этой профессии ничего страшного. А все разговоры про распущенность актёров… Кому надо – будет таким независимо от выбранной специальности. Не считаю, что актёры безнравственнее других. Всё от человека зависит.
Фото из архива Анны Соколовой.