Соцсети:

Метаморфозы сырьевого придатка

7 июля 2010 | Газета «Кузбасс»

— Саша, с чего, собственно, начиналась ваша система?

— Вначале был Евдокимов, — мгновенно среагировал Александр Аксенов, директор по маркетингу группы компаний «Гостиный двор».

— То есть он бог, царь и герой?

— Фактически. С него все началось.

Мы размножались как кролики…

Сам Николай Яковлевич Евдокимов, к началу своего предпринимательства с четверть века отработавший в сельском хозяйстве (госплемзавод «Октябрьский», которым не одну пятилетку он руководил, вообще входил в пятерку лучших по отрасли в стране), рассказывает, что «Гостиный двор» родился («Я его рожал!») в марте 1993 года и сначала занимался производством хлеба.
— В апреле начали печь хлеб – большие булки, и Кемерово ездил к нам покупать его. На крутых машинах, потому что булки были красивые, большие, вкусные… Пшеницу и муку брали на Алтае: в Кузбассе тогда не выращивали продовольственную пшеницу с достаточной клейковиной, из которой можно испечь хороший хлеб. А потом к нам обратилось руководство департамента сельского хозяйства с просьбой заняться пшеницей, которая могла бы в наших условиях давать нужную клейковину. Так что следующий этап – мы мельницу взяли, это 1995 год, муку стали молоть сами из алтайской пшеницы, но возить – большие транспортные расходы, и вместе с сельхозинститутом начали подбирать сорта и получили нормальный результат… С тех пор вся Кемеровская область и выращивает продовольственную пшеницу. Нет, мы не были первыми, но мы были одними из первых, у истоков тоже были…
— В 1994 году у «Гостиного двора», — смеется Евдокимов, — появились первые «отростки» — «Селяна» и «Лабиринт», а потом мы начали размножаться как кролики…
Сегодня в группу компаний «Гостиный двор» входит 14 предприятий. Это классический холдинг, который объединяет под началом управляющей компании разнопрофильные юридические лица. Современнейший животноводческий комплекс, производство и переработка всевозможной сельхоз-продукции, строительство, автозаправочная станция, торгово-развлекательный комплекс, сеть точек продажи, под четыре сотни управленцев и специалистов самых разных профессий – это «Гостиный двор»…
— Николай Яковлевич, но ведь общеизвестно, что лучше перепродажи ничего не придумано, а вы все время лезете во всякие проблемные отрасли типа животноводства…
— Да, это проще – перепродавать. Но сельское хозяйство достаточно непредсказуемо, и может случиться, что завтра, если не вырастил или не надоил сам, продавать будет нечего. Сегодня брезгуем молоком, а завтра его просто не будет. Наше молоко, которое мы производим, всегда высокого качества, мы держим марку. Хлеб у нас  — один из самых востребованных. Вся наша продукция продается, ее даже не хватает, чтобы закрыть все заявки.
— Но если формулировать, все ваше развитие — от ума или по необходимости?
— И то, и другое. Мы, конечно, развитие наше планируем на года два-три вперед, но с поправкой на ситуацию. Потому как наша российская непредсказуемость может достаточно сильно влиять на планы. Считаю, что наша многопрофильность — это самый удачный выбор. В этом году зерно никакое, а хлеб-то нас выручает. И молоко, слава богу, растет в цене. А кто это мог предсказать?! Мы постоянно движемся. На ФПК сначала построили маленький рынок, потом расширили его, сейчас у нас торговый центр «Гринвич» — очень интересное исполнение, мы объехали и Питер, и Москву, выбрали, считаем, очень удачный вариант. И лифт есть, и эскалаторы, и траволаторы (движущаяся бесступенчатая дорожка. – И. А.), удобно, все на виду, под одной крышей удалось собрать такой ассортимент товаров, что больше никаких магазинов не нужно… А совсем недавно мы пошли еще и в птицеводство – нас попросили помочь как управляющую компанию.
— Потому что у вас лишние деньги или лишние мозги?
— Ну, мозги – они всегда дорого стоят, лишних нет. Но у нас хорошая команда, подобраны люди… У нас же только компьютеров в фирме около сотни, все соединены в одну сеть, нажал кнопки – вижу, что в «Селяне» творится. Или «Новые зори» в Юрге – вот оно…

Компьютер для буренки

Здесь тишина, покой, неназойливый свет монитора, за которым восседает Марина Науменко, главный зоотехник-селекционер ООО «Селяна». Стучит по клавишам, объясняя: вот сюда стекается вся информация по молочному стаду… Все животные оснащены микрочипами, и когда они приходят в доильный зал, на компьютер поступает информация  о молочной продуктивности каждой коровы, ее живой массе, активности (этому помогает специальный шагомер). Если активность резко повысилась – скорее всего животное пришло в охоту. Если резко понизилась – скорее всего заболело…
Три года Марина проработала в Кемеровском НИИСХ, в лаборатории селекции и разведения крупного рогатого скота, перезнакомилась с лучшими животноводческими хозяйствами Кузбасса, теперь теорию проверяет практикой.
— Я видела и другие подобные комплексы, приходилось писать рекомендации, читать научные работы, мне есть с чем сравнивать… Здесь уже достаточно отработана система беспривязного содержания. Да, бывают недочетики: все привыкли по-старому работать. В принципе, здесь очень неплохой уровень. Но каждый комплекс – это отдельный разговор… Сейчас мы сражаемся, чтобы молодняк у нас выращивался вовремя, грамотно, качественно. У нас холодный способ, неотапливаемые помещения, до трех месяцев содержим в индивидуальных клетках… Первые четыре-пять дней выдерживаем в профилактории, затем переводим в телятник-адаптатор – там телятки содержатся до шести месяцев. Работаем над тем, чтобы выращивать качественных телок. Да, это называется работа со стадом. Условия созданы, надо настраиваться на результат…
С коровами Марина Науменко знакома с шести лет: ее родители держали скотину. Но там была, по большому счету, кустарщина, а здесь – современное производство: высокотехнологичное, дорогое. Которое и от людей требует профессионализма…
Пока приучали коров доиться по-новому, понатерпелись: животные боялись доильного зала; доильные аппараты, сделав свое дело, автоматически отскакивали от вымени, наставляя синяки дояркам; дойка тянулась в несколько раз дольше привычного и начиналась с трех часов ночи… Но постепенно все устаканилось. Теперь даже первотелки – их специально пускают, приучая, в середине группы – не волнуются, отдавая молоко…

Масштабные параллели

Группа компаний «Гостиный двор», по словам директора по маркетингу Александра Аксенова, это – структура, которая изначально задумывалась как ряд организаций, которые содействуют основному направлению деятельности – сельскому хозяйству и позволяют не тратить
деньги «на сторону». Купили мельницу – чтобы не платить чужим за переработку зерна. Поставили сушилку – чтобы свое зерно сушить самим. Свои склады – чтобы хранить свое зерно. Пекарня «Пышка» перешла на собственную муку…. То же самое и в строительстве. Ну, и так далее. Чтобы организации, входящие в группу, развивались и обрастали недвижимостью, была организована строительная компания «Кволити», решающая эти проблемы. Но одновременно каждая организация способна работать на внешний рынок. Часть складских помещений сдается в аренду, мельница мелет на заказ и чужое зерно, строители работают и на посторонних объектах.
Но, допустим, продажами раньше занимались практически все участники группы. Когда стало понятно, что это непростительная роскошь, была создана единая служба продаж. Теперь она централизованно ведет работу с ритейлерами и конечными потребителями, это оперативнее, мобильнее, профессиональнее…
— Чем, — спрашиваю Аксенова, — тебе интересна твоя работа?
— Тем, что занимаюсь не одной конкретной проблемой, а комплексом задач. Мне это помогает экономить деньги наших организаций: нет необходимости проводить, к примеру, несколько рекламных кампаний по продвижению разных продуктов, но можно одну по продвижению нескольких продуктов в комплексе. Во-вторых, поскольку мне поставлены задачи достаточно серьезного уровня, есть возможность проявить мои и творческие, и организаторские таланты…
Ему 26 лет, образование – высшее историческое. Но как рыба в воде чувствует себя и в хлебопекарном цехе, и в животноводческом комплексе, и в торговом центре, потому что у него достаточно непростая специализация – работа с людьми.
— Производство сырья, — привычно скороговорствует, —  налажено очень хорошо. Теперь активно работаем в направлении переработки. Продавать не молоко оптом, не зерно оптом, а готовый продукт. Первые шаги уже сделаны, сейчас основным приоритетом стала переработка мяса… Но если проводить масштабные параллели, то, конечно, мы следуем стратегической политике нашего государства – уходим от роли сырьевого придатка… Это утрированно, но тем не менее…
Вместо послесловия
Что же там такого важного сказал Евдокимов?.. А, «…у нас хорошая команда». Это когда каждому есть дело, каждому есть куда расти —  Дмитрию ли Григорьеву, одному из лучших дояров Кузбасса, Марине Науменко, Саше Аксенову, селекционеру Татьяне Кондрашовой, многим другим. Это когда стагнация – скучно и страшно. А вот когда можно более-менее уверенно смотреть вперед…

Другие статьи на эту тему

26 августа

Предпринимателей Кузбасса обучают основам экспорта

В Кузбассе стартовало бесплатное обучение Школы экспорта Российского экспортного центра. Обучение проводится в рамках проекта…

20 августа

Победителям конкурса «Молодой предприниматель России-2021» в Кузбассе снимут ролики об их бизнесе

Также 28 счастливчиков получат методическую помощь в оформлении заявки на участие в федеральном этапе конкурса…

Голосование за победителей премии «Авант-ПЕРСОНА 2021»

Голосование за победителей премии начнется 27 июля в 12.00. Проект «Авант-ПЕРСОНА 2021» вышел на финишную…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс