Честное новогоднее…
Кемеровчанка на Старый Новый год загадала мужа и дочку и, заглянув в будущее, увидела их лица.
«Новогодняя» ветка
Эта история началась 31 декабря, в воскресенье. Заснеженный город на Томи шумел магазинными очередями. На площади Советов стояла настоящая – из тайги – высокая ель, украшенная обычными елочными игрушками и «дождем». По Советскому проспекту ни одно деревце не светилось. Никто не снимал вязаных варежек и не морозил рук, пытаясь на бегу дозвониться и уточнить место встречи Нового года. Не было никого без шапок и валенок. Снег шел хлопьями – чистый, белый, но морозный туман пах сильной заводской «химией»… Кемеровчане в минус 20 бежали кто домой, кто на работу, а вообще весь мир бежал из 1961-го в 1962 год…
– Мои родители тогда планировали встретить Новый год дома. Но у мамы начались схватки, и ее отвезли в роддом. И 31 декабря без пятнадцати шесть вечера родилась я, – вспоминает 56-летняя Надежда. – Мы с мамой были единственными и к тому же дополнительными, не запланированными в родзале. Маму даже забыли ужином покормить – все ведь встречали Новый год…
А «новогодняя» девочка Надя оказалась беленькой, с почти прозрачной кожей, со светлыми волосами. И после скорой выписки в свидетельстве о рождении ее почему-то записали рожденной… 1 января. Спорить, менять дату не стали, и появилось у Нади сразу два дня рождения – 31 декабря и 1 января. Тогда еще никто и представить не мог, что ее ветка на родовом древе станет по-настоящему «новогодней»…
Прошли годы. Студентке педучилища Наде выпало на Святках оказаться на старинном гадании. Семьи из их подъезда очень дружили, и подросшие дочки собрались в одной из квартир. С ними, как и положено по русскому обычаю, была замужняя женщина. Присмотреть, за обрядом проследить, защитить девчонок от неведомой силы, случись чего… Даже просто захлопнуть вовремя форточку и запереть хлопнувшую – от незримого ухода «гостей» – входную дверь…
– Гадали, конечно, все на суженого, по очереди. Всякими старинными способами. Но мне больше всего запомнилось гадание с блюдечком (в том числе с капающим в воду, застывающим воском. – Ред.). В особенности – когда я увидела, хоть и нечетко, профиль молодого человека с длинными кудрявыми волосами… Я скептик. Не поверила. Решила, что та женщина, хозяйка дома, фото сына своего как-то подложила. А мы, разволновавшиеся в темноте и веселом испуге, к организации процесса вообще не присматривались, – рассказывает Надежда.
И все же она действительно увидела будущего мужа. Не сына хозяйки кемеровской квартиры. А парня, которого вскоре встретит на севере Кузбасса, куда приедет работать по распределению. Тракториста Сашу.
– Гадая, она точно увидела его. В его роду все кудрявые, – убеждена 35-летняя Валентина Пушилина из поселка Ижморского, дочь Надежды и Александра. – Кстати, гадание еще одной девушки из той компании тоже сбылось. А мои родители, как пришло по судьбе время их встречи в сельском клубе, потом – дружили, потом – поженились. А как стали ждать первенца – меня, мама твердо знала, что будет у нее дочь!
Почему? В СССР в те годы УЗИ не было, пол будущего ребенка было никак не определить. Можно сказать, материнское сердце просто наперед «знало»…
А еще коллекция карманных календарей, которую собирала «новогодняя» Надежда, уже по-своему будущее «предсказала». Приближался 1983 год. Беременная Надя купила в киоске «Союзпечати» календарик. На обложке – фото девочки, разгар лета. А девчушка – с такими знакомыми, прямо родными чертами (копия ее Валечки из будущего, лет этак в пять. – Ред.) И всё совпало. Родилась у Надежды Валя именно в середине лета 1983-го, и точь-в-точь – малышка из календарика…
– Да, похожа, – вглядываясь в старый календарь, смеется Валя сейчас, сама уже мама троих детей.
И она еще больше верит в новогодние чудеса. Они были и будут еще не раз…
Ведь уже было: будущий муж сделал Вале предложение руки и сердца в Новый год.
Уже один из ее сыновей родился под Новый год.
Уже давно сбылось загаданное в Новый год школьницей Валей самое заветное желание. Ее родители тогда достраивали в селе новый дом, собирались переезжать. И отец Вали был в доме один под Новый год, заканчивал работу, когда взорвалась печь, и кирпич ударил его в лицо. Отца отвезли в кемеровскую больницу, с трудом, но все же спасли…
И до сих пор Новый год занимает в этой семье особое место. Почти полвека они дарят праздник людям и себе. Новогодние костюмы шила раньше Надежда, теперь – Валентина. Дедом Морозом раньше был отец Вали, нынче впервые – ее старший сын.
Коллекция
А коллекцию календариков, в 1970-х начатую Надеждой, потом подхватила, тоже школьницей, Валя, теперь же ею заинтересовался уже Валин 14-летний Сережка.
– В коллекции – 2500 календариков, самый первый – 1975 года, на нем – девушка с блюдцем, – раскладывает картинки по столам в одном из читальных залов Ижморской районной библиотеки Валентина, библиотекарь Азановского филиала.
И несколько десятков Новых годов не вмещаются в это пространство, еще остаются на столах и стульях пачками. Советские календарики – по две и по три дешевых копейки. Постсоветские – без цены: рынок…
– Теперь-то календарики все дорогие. За 15–20 рублей я лучше булку хлеба в деревне куплю, – говорит Надежда.
– Дорогие. И я коллекцию за мамой дальше продолжаю, пополняю больше за счет календарей, которые мне люди передают, дарят, или обмениваю дубли, – соглашается Валентина.
И календари в ее руках при раскладке то переливаются картинками, то выдают смешные фразы, то «настаивают» на чем-то, даже на праве на ошибку – типа «По щючьему велению»…
И ведь по ним тоже можно «увидеть» недавно жданное и прошедшее будущее.
– В календарях 1970-80-х – много простых истин тогдашней простой жизни: «Нашему лесу – жить!», «Дорожи хлебом!», «Не превышай давление», «Экономь воду»… В календарях начала 1980-х много «цирковых» фото и очень много героев мультиков – это время спокойного детства… Календари 1990-х – очень многие – успокаивают (вспомним, каким тяжелым было то переломное время – беззарплатное, тревожное. – Ред.), вот, например, большая серия с аквариумными рыбками… А календари XXI века любят приколы. И еще они стали особо распространять, любить символы года по восточному календарю, – перечисляет Валя.
Есть в этой коллекции Надежды и Валентины и такой календарь, в который вошел целый век. С 1901 по 2000 годы, с Брюсом Ли на обложке. На нем нет привычного численника, а есть слева – годы, справа – месяцы, внизу – дни недели. И в пояснение – в несколько строк алгоритм, как узнать в прошедшем веке важную дату.
А еще есть календарь, купленный в общей стопке, с праздничной картинкой, как и положено. Но он оказался вдруг… без года и пуст с изнанки, без дней и месяцев. Это, скажете, брак? Да нет. Это просто будущее, которое еще не приблизилось, не увидено, не просчитано, не написано…