Благословите нас, батюшка!
В молодости он служил в спецназе, и вот уже почти 30 лет служит в церкви. Когда-то романтика и красивые лозунги позвали его на ударную стройку Байкало-Амурской магистрали, а спустя годы уже по воле Божьей и зову своего сердца он стал строить храм в посёлке шахты «Бутовской». На самой шахте он работал проходчиком, машинистом подземных установок, был на хорошем счету и у начальства, и в своей бригаде. Сейчас получает шахтёрскую пенсию и с гордостью хранит шахтёрские награды. Вместе с Орденом Преподобного Сергия Радонежского и медалью «Патриот России».
Вот такая необычная биография у настоятеля храма святой блаженной Ксении Петербургской протоиерея отца Сергия. В миру Сергея Владимировича Павлова.
«Услыши моление, Матушка Ксения»
Лунное «коромысло» ещё висело на затуманенном небе в тот утренний час, когда я подходила к храму на улице Святой источник. Несколько машин обогнали меня и остановились у железной ограды храма. Видно, не местные прихожане наведались к святой Ксении. И ничего удивительного. Я не раз слышала, как после молитв к ней люди получали помощь. И не только духовную, но и физическую. Проходят головные боли, перестают ныть суставы, когда страдающие прикладывают к ним масло из лампадки, стоящей перед иконой блаженной Ксении. А ещё землицу, привезённую с могилы святой в Санкт-Петербурге. Так это или не так – судить не мне, но чудеса и впрямь происходят, если веруешь. Вот как, например, у моей тёзки Галины, пришедшей в храм в то морозное утро.
– Благословите меня, батюшка! – попросила она настоятеля, преклонив голову. И тут же, улыбнувшись, сообщила:
– А у меня сегодня день рождения. Вот и решила начать его с благодарности Ксенюшке. Столько хорошего в моей жизни случилось, когда я в этот храм ходить стала!
Улыбнулся и батюшка. А потом, попросив Галину не уходить, отлучился на минутку-другую. Вернулся со свечами и книгой, посвящённой описанию жития святой, чудес исцеления прихожан и помощи им в житейских нуждах. Свечи и книгу протянул Галине:
– Это подарок вам. Храни вас Господь!
Чуть позже я узнала, что автор-составитель книги о Ксении Петербургской тоже он – отец Сергий. И это уже четвёртая его книга. Самая первая была о шахте «Бутовской», о проходке. Конечно, многое, как говорится, осталось «за кадром». Но сами-то шахтёры помнят, как проходчик Серёга (так все по-дружески его звали) проучил одного недоброжелателя. Это было уже в то время, когда Павлов стал ходить в церковь.
Вот по этому поводу и ёрничал горняк с соседнего участка. Раз подшутил, второй раз пренебрежительно отозвался о вере и верующих. А после третьего раза Сергей не выдержал. Ну, и применил к насмешнику весьма убедительный силовой прием.
– Сразу бы сказал, что мои шутки тебе не нравятся! – растерянно произнес горняк. И тут же с вопросом:
– А ты случайно не мастер спорта по борьбе?
– Нет, я только кандидат в мастера по самбо, – миролюбиво ответил Сергей.
Неисповедимы пути
Да, в спецназе служили и служат настоящие мужчины. А при отборе учитывали не только их физическую подготовку, но и родословную. Так вот, родился Сергей на Севере, в порту Тикси. Отец – инженер, мама – юрист. Благополучная, хорошая семья. И сам Сергей успел поработать на флоте техником в машинном отделении сухогруза. В общем, биография безупречная, в самый раз для элитных войск в «горячей точке». Дал подписку о неразглашении военных тайн сроком на 15 лет. Время прошло, но бывший спецназовец и сегодня не очень-то охотно рассказывает об Афгане. А прежде о той непонятной войне, и уж тем более о погибших, раненых на ней вообще старались не распространяться…
В полку правительственной связи, где служил Павлов, командиры предлагали ему и дальше связать судьбу с армией. Сергей поблагодарил за доверие и отказался. Выбрал БАМ. А там был не только проходчиком на строительстве туннеля. Получил водительские права, устроился на «скорую помощь». На вызов к больным с ним выезжала и доктор Ирина. Так они и познакомились. А бракосочетание их проходило в день, когда мороз стоял за минус пятьдесят! Так что брак этот с самого начала оказался закаленным.
Родные Ирины жили в Кузбассе, в Кемерове. Сюда молодая пара и приехала. Шахта «Бутовская» слыла тогда передовой, денежной. И устроиться на неё было непросто. Но готового специалиста-проходчика с БАМа взяли. Здесь же в посёлке купили Павловы небольшой домик с усадьбой. И вскоре на этом участке Сергей стал строить свой дом. Без устали трудился и здесь, и в шахте. Старался для семьи. В ней уже росло трое детей – Миша, Варенька и Данил, – когда Ирина решила их окрестить. Знаменского храма тогда ещё не было, под крестильню приспособили небольшое помещение. Понятно, что приехал туда и глава семейства. А уже после крещения подошёл к нему служитель церкви и тихо сказал: «Нашим ты будешь. Мы с тобой ещё встретимся».
А потом – снова шахтёрские будни и своя стройка. Но слова того священника запали в душу. Прошло ещё какое-то время, и Сергей написал заявление с просьбой уволить его с шахты по собственному желанию.
«Я поступил в Свято-Троицкий Богословский университет», – сообщил он, предупреждая вопрос, хорошо ли подумал.
И на шахте его поняли, сказали просто и ясно:
«Если потребуется помощь – обращайся. Поможем».
С тех пор помогали не раз и сейчас помогают. С утра вот шахтовый трактор дорогу к храму прочистил. Ведь и к отцу Сергию часто идут с просьбами. Кого-то благословить, что-то освятить. И на земле, и в шахтовой лаве. Батюшка спускается и туда. А за безопасность шахтёров, за их здравие он молится уже без всяких просьб. Каждый день.
«Помоги мне к Господу любовь не угасить»
А бывший хирург и главврач поликлиники на БАМе Ирина Сергеевна стала матушкой при своём батюшке. Решению мужа уйти с шахты, где была неплохая зарплата, она не перечила. Напротив, во всём помогала и помогает ему – настоятелю храма святой блаженной Ксении Петербургской.
Матушка Ирина была только «за» создание при храме конно-спортивной секции. Лошадь орловской породы здесь уже была. Потом приобрели ещё одну, ещё и ещё… Из маленькой секции вырос клуб, зарегистрированный в Федерации конного спорта. Уже есть немало побед у юных наездников. Но ещё больше радуют батюшку и матушку улыбки на лицах занимающихся здесь особенных детей – с ДЦП, болезнью Дауна, страдающих аутизмом. Иппотерапия – реабилитация посредством верховой езды – дает поразительные результаты. Да еще и вместе с молитвами святой блаженной. Иппотерапию проводит специальный тренер. Но если что, уроки верховой езды может дать и матушка Ирина. Да-да, она и это умеет.
А вот что касается настоящего чуда, то оно случилось с иконой, которую матушка Ирина купила однажды у старьевщика. Та вся почернела, однако всё равно была помещена в храм. Установили её рядом с иконой, на которой в полный рост изображена Ксения Петербургская. Шли дни, недели, месяцы. И постепенно сходила чернота с иконы, она обновилась! Сегодня краски на ней яркие, и лики святых видны отчётливо. Конечно, не без участия святой Ксении произошло это диво!
А вот ещё одна чудотворная икона. Её привезли в храм наши бойцы, служившие в Чечне. И вот какую историю они рассказали.
Эта икона Иоанна Предтечи висела на одной из стен казармы. Одиннадцать бойцов находились внутри. А в окно вдруг влетела граната… Но она не взорвалась. Все одиннадцать человек остались живы!
– Нас спасла икона! – сказали кузбасские «чеченцы», передавая икону отцу Сергию.
И он по-прежнему благословляет отряды собровцев, выезжающих в опасные кавказские командировки.
А ещё в храме Ксении Петербургской стоит полковое знамя казачьего войска. Вместе с казачьим атаманом и полковником Игорем Дергаусовым отец Сергий приезжал в посёлок Щегловский Кемеровского района на открытие казачьего центра. Вот там-то я впервые и увидела батюшку и услышала о нём немало доброго.
Приехали в Щегловский и рукодельницы, ведущие занятия на подворье храма святой Ксении, что разместилось в одном из помещений шахты «Бутовской». Здесь дети посёлка занимаются в кружках. А в этот раз мастер-классы по пошиву тряпичных кукол и по лепке из глины с удовольствием посетили мальчики и девочки из Щегловского, к женщинам-мастерицам даже выстраивались очереди. И потом почти все ушли домой с куклами. А сам отец Сергий уже 15 лет заседает в комиссии по делам несовершеннолетних Рудничного района города Кемерово. Он уверен: всё начинается с семьи и в семье. И нередко заступается за «трудных» подростков.
– Надо успевать делать добрые дела, – уже в который раз повторяет отец Сергий, рассказывая о благотворительной трапезной на территории храма, о святом источнике, который и утоляет жажду, и снимает хворь.
Как-то, надев валенки, взяв лопату, пошёл батюшка чистить дорожку к источнику. Навстречу – мужик, про каких говорят, что «на нём пахать можно». Но этот здоровяк сразу же сказал, что он хочет есть. И денежек бы ему не мешало.
– Пойдём, поработаем, – предложил отец Сергий.
– Не-е… – разочарованно сказал мужик и удалился.
А работы в храмовом хозяйстве и зимой, и летом немало. Все овощи для трапезной выращивают сами. И на территории постоянно что-то строится. В данный момент – здание воскресной школы. Нужны средства. Да и вообще любую помощь с благодарностью примет храм святой блаженной Ксении Петербургской.
Как раз перед её иконой стоит сейчас молодая женщина со свечой в руке. А другой рукой вытирает слёзы.
Через несколько минут, поставив свечу, помолившись, женщина подошла к отцу Сергию:
– Благословите, батюшка!
Он благословил. И матушка Ксения утешила эту прихожанку. Высохли ее слёзы, отлегла печаль…