ЮБИЛЕЙ. Артист,которого нельзя забыть
27 октября 2010 | Ольга Штраус
Считается, что театральный спектакль живет только один вечер – именно тогда, когда идет.Но вечер памяти, посвященный 95-летию народного артиста России Александра Константиновича Боброва, который состоялся в помещении Кемеровского театра для детей и молодежи, опровергает это утверждение.
К сожалению, Музыкальный театр Кузбасса, который носит имя любимейшего артиста кемеровчан,
вот уже несколько лет закрыт на капитальный ремонт. Однако выбор сцены для вечера памяти не кажется случайным. Ведь именно в этом здании, бывшем тогда клубом коксохимзавода, открыли в 1948 году Кемеровский театр музкомедии. А в 1949-м сюда прибыла большая группа молодых артистов, и среди них – Александр Бобров.
Выходец из театральной семьи, он начинал путь в оперетте как балетный артист, голос «прорезался» потом. Не очень большой, но удивительно выразительный. Обаянию Боброва было невозможно противиться, его обожали все: и зрители, и коллеги. Публика постарше помнит, как ходили сюда специально «на Бобра».
Об этом рассказывал ведущий вечера, директор Музыкального театра Кузбасса Владимир Юдельсон.
А на экране проецировали отрывки из последнего юбилейного вечера Боброва, где он сам еще принимал поздравления. И пел! И зажигательно танцевал! И трудно было представить, что все эти эскапады проделывает человек, отметивший свое 80-летие…
Поклонники Боброва вспоминали разные моменты его жизни, чаще всего – курьезы и шутки, таким уж он был человеком. Впрочем, бывший начальник управления культуры Иосиф Курочкин рассказал, как кемеровские власти пытались добиться для Боброва звания Героя Соцтруда или народного артиста СССР. Не удалось. В угольном крае, сочли в Москве, подобные награды следует вручать только горнякам… Впрочем, скромность Александра Боброва тоже, видимо, играла роль. Когда, например, ему вручили орден Ленина, он с сомнением произнес: «А не много ли это мне?» То же самое говорил всегда, когда ему выписывали какие-то премии к праздникам…
При этом мог резко и внушительно выступить на собрании, вразрез с «генеральной линией».
Доказательством тому – протоколпартийного собрания от 12 июня 1982 года, который преподнес вдове Боброва, актрисе Анне Елесиной, бывший начальник департамента культуры Владимир Бедин. На том собрании обсуждали статью одной центральной газеты, где Кемеровскую оперетту критиковали за слабость партийной работы. И это в то время, когда театр переживал свои звездные часы! Слова А.К.Боброва, это видно из протокола, повернули разговор совсем в иное русло…
Вообще этот вечер в стиле ностальжи получился каким-то на удивление домашним, теплым. На сцене сменяли друг друга номера, которые особенно любил Александр Бобров, в них он блистал со своими партнерами – Борисом Двойниковым, Ниной Коносевич.
Сейчас отрывки из «Свадьбы в Малиновке», «Сильвы», «Белой акации» и других спектаклей,
ставших уже театральной историей, зажигательно
Нельзя было без волнения слушать куплеты Мишки-Япончика, только что прозвучавшие с экрана в исполнении Боброва и повторенные вживую Валерием Титенко. Связь не случайна. Именно ему, заслуженному артисту Валерию Титенко, Александр Бобров вручил когда-то премию своего имени. Это был его ЛИЧНЫЙ выбор. Сейчас премия имени Боброва – одна из самых престижных театральных наград Кузбасса.
Он был настоящим артистом. И настоящим мужчиной. Сочетание довольно редкое. Но Боброву оно удавалось как-то очень гармонично. Может быть, благодаря его редкому чувству юмора и редкой физической форме. И увлечения он имел сугубо мужские – бильярд, охота. Кстати, Кемеровский клуб любителей бильярда до сих пор носит имя А.К.Боброва.
А насчет физической формы… Супруга Боброва, Анна Васильевна Елесина,убедительно продемонстрировала, что это у них – семейное. Несмотря на свои почтенные года, она исполнила на сцене танец, который ни в ком не оставил сомнений на этот счет.
В зале было много молодых лиц: артисты кемеровских театров, студенты. И никто из них не смог остаться равнодушным, когда в финале вечера вышедшая на сцену труппа аплодировала, обернувшись к портрету А.К.Боброва, укрепленному на заднике сцены. И он смотрел в зал, как смотрел, наверное, тысячи раз: чуть устало, чуть насмешливо и с бесконечной любовью…
Ольга ШТРАУС.
Фото Федора Баранова.