Больница высоких технологий

Кемеровская областная клиническая больница им. С.В. Беляева – ведущее многопрофильное лечебное учреждение Кузбасса, оказывающее высококвалифицированную медицинскую помощь по 27 профилям и специальностям. Присвоенная ей категория «А» говорит о том, что применяемые здесь высокотехнологичные методы лечения – норма.
Возможности нейрохирургов
Нейрохирурги больницы за последние два-три года освоили ряд новых методик, позволяющих удалять даже очень сложные опухоли основания черепа, прорастающие в глазницы и в полость носа, обволакивающие магистральные сосуды, которые питают мозг.
«Такая патология считается одной из самых сложных, – поясняет заведующий отделением нейрохирургии КОКБ к.м.н. Егор Колотов. – Пациент может быстро погибнуть, даже если опухоль доброкачественная. Потому что в процессе роста она сдавливает все: зрительный нерв, сонные артерии, гипоталамус – область в промежуточном мозге, обеспечивающую оптимальную жизнедеятельность организма. И все эти структуры находятся порой в миллиметре от новообразования…»
Специалисты областной больницы разработали собственную методику операций при данной патологии. На аппарате МРТ они проводят контрастное исследование сосудов мозга. А потом вводят полученные данные в нейрохирургическую навигационную станцию, и она сама «ведет» нейрохирурга во время вмешательства по наиболее безопасному маршруту, транслируя изображения сосудов в операционный микроскоп и подсказывая, как обойти «узкие» места. С начала года успешно прооперированы уже шесть пациентов.
Другая не менее сложная патология – опухоли, растущие из полости черепа в позвоночный канал и наоборот. Они сдавливают область мозга, отвечающую за дыхание, работу сердца и за двигательные способности. Прежде такой диагноз звучал как приговор: больные погибали или полностью теряли чувствительность на уровне шеи.
«В мировой практике разработан новый операционный доступ к таким опухолям: спереди, со стороны шеи, и одновременно сбоку, у основания черепа, – рассказывает Егор Колотов. – Мы тоже освоили этот метод и прооперировали уже трех больных в возрасте от 20 до 50 лет. В данном случае не столь важно, доброкачественная опухоль или злокачественная. Удалив ее, мы дарим человеку шанс на жизнь и передаем его в руки онкологов для проведения дальнейшего специализированного лечения».
Еще одна новая методика связана с удалением внутримозговых опухолей. Для повышения эффективности таких вмешательств в штат отделения включили нейрофизиолога (это кадровое решение – ноу-хау больницы). Накануне операции он проводит нейромониторинг – с помощью специального оборудования составляет функциональную карту головного мозга пациента. Опираясь на ее данные, хирурги заранее разрабатывают схему операции, позволяющую сохранить окружающие опухоль здоровые ткани и значимые функции головного мозга
В штат отделения введен еще один вроде бы непрофильный специалист: врач – травматолог-ортопед Он помогает нейрохирургам более точно дифференцировать диагноз, отделяя «их» патологию позвоночника от сочетанных заболеваний суставов и банального остеохондроза. И подбирает для пациента дополняющее лечение.
«На 2018 год отделение получило 90 квот на ВМП для операций на черепе и еще 135 – для операций на позвоночнике, – комментирует завотделением Егор Колотов. – К последним относится, например, полное удаление пораженного опухолью тела позвонка с одновременной заменой его имплантом. Такие операции резко повышают качество жизни даже немобильных больных, поскольку убирают болевой синдром и позволяют им самостоятельно передвигаться на инвалидной коляске. Считается, что новое оборудование и новые подходы к лечению не могут сделать из плохого хирурга хорошего. А вот приблизить хорошего к уровню отличного могут. В этом направлении мы и движемся».
Успехи трансплантологов
Действующий на базе областной больницы Кемеровский межрегиональный центр трансплантации органов в 1969 году стал одним из шести первых центров трансплантации в СССР. Сегодня он входит в тройку ведущих региональных центров трансплантации в РФ (всего их более 40).
За годы деятельности центра здесь пересажено уже 1067 донорских почек, в том числе проведено три родственных трансплантации. В первом случае свою почку отдала дочери мама, в двух других сыновей поддержали отцы. Причем у них орган для пересадки хирурги забрали лапароскопическим методом – без разреза, через небольшие проколы. Такие операции относят к разряду высоких медицинских технологий.
Девушка с маминой почкой сама стала мамой – ее сыну Богдану скоро исполнится четыре года. Она получила образование и вышла на работу, помогает родителям особенных детей. Трансплантированные сыновья, так же как их доноры-отцы, чувствуют себя нормально.
Хирурги центра трансплантации разработали и внедрили несколько новых методов лечения пациентов с хронической почечной недостаточностью, имеющих российские и мировые приоритеты.
В свое время под руководством организатора центра профессора Теодора Шраера в областной больнице впервые в мире были применены оригинальные хирургические методы лечения сахарного диабета: депортолизация поджелудочного кровооттока и трансплантация почки при тяжелом нефротическом синдроме. Они не вылечивали пациентов от диабета, но существенно повышали качество их жизни.
Первая операция подразумевала изменение сосудистого русла и усиление оттока крови от поджелудочной железы. Это улучшало обмен веществ в организме пациента и замедляло развитие осложнений сахарного диабета: почечной недостаточности, слепоты, диабетической стопы… Сосудистые хирурги КОКБ не только выполняли эту операцию автономно, но и сочетали ее с пересадкой почки больным сахарным диабетом. Что позволяло продлить «жизнь» донорского органа.
Также врачи пересмотрели классические показания к трансплантации почки у больных сахарным диабетом. И стали выполнять ее на более раннем этапе, чем требовали медицинские каноны того времени. То есть тогда, когда пациенты начинали страдать не от накопления шлаков в организме, а от избытка жидкости.
Первая пересадка почки больной с тяжелым нефротическим синдромом была выполнена в 2004 году: худенькая девушка за короткий срок набрала 30 кг и превратилась в «мешок с жидкостью». Донорский орган буквально подарил ей второй шанс на жизнь, и она до сих с благодарностью его использует. А всего в центре оказали помощь 14 таким пациентам.
Кемеровские трансплантологии первыми в России внедрили додиализную трансплантацию почки: стали пересаживать органы пациентам с хронической почечной недостаточностью на стадии, когда функция их собственных почек еще не угасла окончательно, но дело шло к этому. Донорский орган позволил им вообще избежать «короткого поводка» гемодиализа и жить привычной жизнью. В группе таких пациентов сегодня более 100 человек.
«Через 8-10 лет после пересадки функция донорской почки неизбежно угасает, – поясняет руководитель центра трансплантации к.м.н. Александр Сальмайер. – Наблюдая таких пациентов в динамике, можно вовремя заметить ухудшение и направить их на повторную додиализную трансплантацию – при наличии подходящего донорского органа. Мы выполнили эту процедуру уже десяти пациентам».
Достижения урологов
В отделении урологии КОКБ 80% всех операций выполняются сегодня через небольшие проколы или естественные отверстия на теле пациента. Даже немаленький мочевой пузырь хирурги удаляют лапароскопическим методом. И таким же образом оперируют пациентов со злокачественными новообразованиями мочеполовой сферы, стараясь удалить только опухоль и сохранить сам орган. Раньше, чтобы получить доступ к пораженной почке, им приходилось рассекать самые крупные мышцы человека, то есть буквально «раскрывать» его, как книгу. Такие послеоперационные раны заживали долго и мучительно. А сейчас в ряде случаев общий наркоз не требуется вообще.
«Классическая хирургия занимает ведущее место только при обширных внутренних поражениях, когда опухоль прорастает в соседние органы и приходится убирать не только, например, почку, но и часть мочевого пузыря, кишечника, печени… – рассказывает заведующий отделением к.м.н., главный уролог Кузбасса Александр Соловьев. – В месяц мы выполняем три-четыре подобные операции. Пациенты уходят от нас на своих ногах и продолжают лечение в онкодиспансере».
Кроме онкоурологии, отделение занимается мочекаменной болезнью. Эта группа пациентов – самая обширная. Отделение располагает двумя рентген-ударными волновыми аппаратами для дистанционной литотрипсии. Один из них позволяет дробить камни в почках вообще без наркоза.
Для дробления камней в мочеточнике используется лазер. В отличие от прежних контактных установок, ультразвуковой и пневматической, лазерная может уже за один сеанс раздробить камень на мельчайшие фрагменты. В последующем этот песок выйдет из организма естественным путем.
Областная больница – единственная клиника Кузбасса, которая принимает пациентов с единственной почкой на лечение по любому поводу, будь то МКБ, опухоль, воспалительное заболевание… Если что-то пойдет не так, их можно будет срочно подключить к гемодиализу.
Наконец, еще одно направление в отделении урологии – хирургия качества жизни. К этому разделу относят реконструктивно-пластические операции, позволяющие устранить врожденные или приобретенные аномалии мочеполовой сферы. Единственное в Кузбассе, отделение занимается лечением стрессового недержания мочи у женщин в рамках федеральных квот на ВМП. Операция проводится через малые доступы: хирурги устанавливают пациенткам сетчатые импланты, которые фиксируют внутренние органы в физиологически правильном положении и избавляют женщин от деликатных проблем. Подобные вмешательства могут быть показаны даже молодым женщинам, перенесшим тяжелые роды.
Почти все врачи-урологи КОКБ прошли специализацию в лучших урологических клиниках Германии. Каждый раз они привозят с учебы новые методики.
«За последние пять лет мы не отправили за пределы Кузбасса ни одного больного, всю сложную патологию лечим у себя», – подчеркивает Александр Соловьев.