Соцсети:
Актуальное

Хвойная экономика

20 декабря 2017 | Газета «Кузбасс»
Выбирать елку лучше в теплую погоду. Фото: Сергея Гавриленко.

В Кузбассе вовсю – на базарах и в интернете – идёт торговля новогодними деревьями. В этом году в нашей области на ёлочные аукционы выставили меньше пихтового молодняка: всё больше кузбассовцев предпочитают искусственную лесную красавицу. Нынче же на сезонном рынке появилась ещё одна альтернатива срубленной ёлке: пихты в горшках.

Напомним, право заготавливать на продажу новогодние деревья имеют только предприниматели. Его они получают на открытых ёлочных аукционах, которые проводятся ежегодно в ноябре-декабре на сайте torgi.gov.ru. В нынешнем году, как и в прошлом, областной департамент лесного комплекса выставил на торги 41 участок лесных насаждений Ижморского, Кемеровского, Новокузнецкого, Таштагольского, Тяжинского, Яйского, Яшкинского лесничеств. Бизнесмены могут претендовать на право заготовки 15300 деревьев.

«Торги еще идут, количество лотов не изменилось, – сообщила «Кузбассу» в четверг пресс-секретарь департамента Татьяна Ярцева. – Сколько будет заготовлено, сказать сложно: возможно, не все лоты продадут».

Откуда берутся ёлки

В прошлом году в нашем регионе с торгов ушло право заготовки 16 тысяч новогодних пихт. Тенденция к снижению этой цифры наблюдается несколько лет подряд; так, по данным ведомства, в 2010 году объемы заготовки пихт по результатам аукционов оценивались в 40000 штук, в 2015-м – уже в 27000. В департаменте это объясняют смещением потребительского спроса в сторону синтетических елей. Встречать 2017-й – Год экологии – с искусственной ёлкой призывал и губернатор Кузбасса. Главную площадь региона сборно-разборная «лесная красавица» украшает с 2008 года.

Один из основных мотивов отказа от живой ели – «гуманистический»: дерево, которое росло много лет, будет выброшено через пару недель, а то и сразу после праздника.

«В областном законе четко прописано: для вырубки новогодних елей выбирают те участки, на которых они подлежат уничтожению, то есть под линиями электропередачи, вдоль лесных дорог, на лесосечных волоках и так далее, где сохранение подроста невозможно, – поясняет Татьяна Ярцева. – Даже подсчитано, что ежегодно мы можем вырубать на таких участках около 67 тысяч деревьев».

За тем, как и какие деревья вырубают победители торгов, следят инспекторы, добавляет собеседник газеты. Обычно в качестве новогодних заготавливают семи-десятилетние деревья. Подсчитать их возраст просто. Ветки растут на стволе через определенные промежутки: один промежуток – один год. Такие вырубки не восполнятся посадками: речь идёт о хозяйском использовании ресурса, подчеркивает Татьяна Ярцева. Другое дело в случае с арендаторами лесных участков, которые заготавливают древесину. Они обязаны проводить лесовосстановление в объемах, которые компенсируют вырубку. Арендаторы не участвуют в ёлочных торгах, но в качестве новогодних деревьев могут продавать вершинные части хвойных деревьев – по сути, лесосечные отходы, которые выглядят очень богато и стоят на ёлочных базарах гораздо дороже, чем подрост пихты. Продавцы на кемеровских рынках могут просить за макушки до 3000-4000 рублей.

Прибыль на корню

В этом декабре по заявкам предпринимателей в Кемерове утвердили 89 точек по продаже ёлок. Это примерно на уровне прошлого года, уточнили в пресс-службе мэрии: больше ёлочных базаров точно не стало. Около двух десятков предложений по продаже пихт и елей в Кузбассе есть на электронной доске объявлений avito.ru. Некоторые продавцы сразу сообщают о наличии разрешительных документов – то есть о том, что ели заготовлены легально. Есть на сайте и предложения от фермеров, которые сами выращивают хвойные на продажу к Новому году. Многие продавцы предлагают доставку елок – упакованных, привезенных в специально оборудованных машинах. Розничная цена на пихты варьируется в пределах 300-2000 руб., что соответствует предложению офлайн-базаров.

«Стоимость права заготовки рассчитывается лесничеством по ставкам, определенным правительством РФ, и варьируется в зависимости от участка, на котором ведется заготовка, – говорит Татьяна Ярцева. – Но поскольку ставки установлены и не меняются из года в год (пока не менялись), то и цена остается практически неизменной. В ходе аукциона, если будет несколько участников, цена может измениться в большую сторону, но насколько – сказать сложно».

Судя по отыгранным в этом году аукционам (по данным сайта torgi.gov.ru), право заготовки одного дерева стоит примерно 50 рублей. Такая же сумма получается, если разделить ожидаемый доход бюджета от ёлочных аукционов – 780 млн руб. – на количество елей. Как рассказал «Кузбассу» один из участников рынка, наценка на ёлку составляет 200%.

«Мы продаем дешевле, чем большинство: от 150 до 700 рублей за дерево. В прошлом году приобрели на торгах тысячу штук. Часть из них сломали в ходе транспортировки, в итоге в среднем с елки выручили по 100 рублей. Получается не так уж и выгодно, ведь нужно еще срубить, привезти, то есть тратить на ГСМ, платить зарплату работникам».

И этот собеседник газеты тоже отмечает тенденцию снижения потребительского спроса на живые новогодние ели.

«Взяли мы домой»

Глава крестьянско-фермерского хозяйства «Радуга» Григорий Кончулизов в этом декабре вышел на кузбасский рынок новогодних деревьев с пихтами и елями в горшках – с сохраненной корневой системой. «

У КФХ есть 75 га сельхозугодий, которые мы сейчас готовим под пашню, – рассказывает фермер. – Там, где земли граничат с лесом, иногда вырастают сосны, пихты, елки. Обычно в процессе мелиорации их просто выкапывают с корнем и выбрасывают. Мы нашли им применение – пристраиваем в хорошие руки».

Деревья выкопали вместе с комом земли в конце ноября – начале декабря (по словам Григория, хвойные следует пересаживать в холодное время года, когда дерево спит). Для того, чтобы пихты и ели не погибли в домашних условиях от резкого перепада температур, сначала их помещают в гараж, затем в подпол, откуда уже продают. Предполагается, что весной владельцы елки смогут обратно высадить ее в грунт – на дачном участке или во дворе.

Самое маленькое дерево в кадке высотой полметра стоит 1000 рублей. Самое большое, 2,5-метровое, – 12 тысяч. Оптимальная для городской квартиры ёлка в полтора метра обойдется в четыре тысячи. Свою ценовую политику фермер объясняет тем, что зимняя пересадка требует больше усилий и затрат – деревья извлекают из земли с помощью отбойного молотка. Плюс пихты и ели проходят акклиматизацию.

«Полуметровый саженец на рынке стоит 700 рублей, – отмечает Григорий. – Получается, не такая уж и большая разница».

Вероятно, свою долю в цене елки в кадке занимает и маркетинговая составляющая – дань моде на экологичность. Григорий Кончулизов уточняет, что собирается «постепенно разрушать бизнес мертвых ёлок» – ему больно смотреть на молодые срубленные деревца. В департаменте лесного комплекса сомневаются, что пересаженные пихты выживут в домашних условиях: зимой им нужен холодовой покой, а в тепле они начнут расти. Лучшее дерево для новогоднего праздника в квартире – туя, добавляют специалисты ведомства.

Тем не менее, по словам Григория, если всё сделать правильно (рекомендуется через две недели после праздника вынести дерево в прохладное место), то вероятность того, что елка выживет и весной ее можно будет пересадить, весьма высока. По крайней мере, прошлогодний эксперимент фермера с десятью елками показал хорошие результаты.

Пока спрос на живые елки в кадках высоким не назовешь: на середину декабря Кончулизов продал их всего около 30 штук. Григорий ожидает наплыва желающих в 20-х числах декабря, когда обычно люди и отправляются на елочные базары или достают из кладовки искусственное дерево.

Между тем

Теневой рынок новогодних ёлок может формироваться за счёт незаконной заготовки деревьев. За прошедшую неделю кузбасские лесничие и полиция выявили два таких случая – в Прокопьевском и Мысковском лесничествах (Прокопьевский, Новокузнецкий районы). Как сообщили в областном департаменте лесного комплекса, в Прокопьевске браконьер срубил 14 деревьев, ущерб лесу оценивается в 42 тысячи рублей. Возбуждено уголовное дело по статье 260 УК РФ «Незаконная рубка лесных насаждений».

В Мысках полицейские остановили машину, перевозившую новогодние ёлки. Выяснилось, что предприниматель перевозит 79 штук, хотя по результатам аукциона получил право на заготовку 50. За незаконную вырубку 29 деревьев его так же привлекут к уголовной ответственности.

В департаменте напоминают, что в предновогодний период ужесточается ответственность за незаконную рубку. Помимо административного штрафа от 3-4 тысяч рублей браконьера заставят возместить ущерб до 2,5 тысячи рублей за каждое срубленное дерево.

«Несанкционированная рубка даже одного дерева для украшения дома к Новому году – не только административное, но и экологическое преступление, – подчеркивает начальник департамента лесного комплекса Геннадий Липатов. – Для предотвращения ущерба, причиняемого ценным хвойным лесам, в предновогодний период многократно усиливаем проведение профилактических мероприятий».

С начала операции «Ель» кузбасские лесничие и полицейские провели 324 рейда. Для поимки «черных лесорубов» также используются фотоловушки и системы видеомониторинга.

Другие статьи на эту тему

07 января

Члены семей участников СВО получают поздравления с Новым годом и Рождеством

В канун Рождества Владимир Путин встретился с членами семей участников специальной военной операции. «Рождество –…

Кузбасские дети познакомились с главным Дедом Морозом России

На железнодорожный вокзал Кемерова прибыл сказочный поезд с Дедом Морозом из Великого Устюга и Снегурочкой…

11 октября

Кузбасс – наставник промтуризма

В Кемерове прошёл Международный форум по промышленному туризму «ПРОМПРИЁМ», где гости из Республики Беларусь, Узбекистана и регионов России поделились опытом проведения экскурсий по производственным предприятиям и увидели, как регион-наставник по промышленному туризму в стране реализует свою стратегию развития в этой области.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс