В Кемеровском районе обсудили проблемы посевной-2017
Первые российские гектары яровыми в этом году были засеяны 7 марта в Краснодарском крае. По данным Минсельхоза, яровой сев в стране планируется провести на площади 52,7 млн гектаров (на 1,2 процента меньше, чем в 2016 году). Яровые зерновые и зернобобовые культуры должны занять 31 млн гектаров (сокращение на 200 тысяч га). Прогнозируется увеличение площадей под кукурузой на зерно, овсом, просом.
Впервые за последние 15 лет общая площадь озимых и яровых сельхозкультур в России может превысить 80 млн гектаров (на 523,5 тыс. га больше, чем в 2016-м). Прогнозируемый урожай – не менее 107 млн тонн зерна (в 2016-м были рекордные 121 млн тонн).
В Кузбассе посевная начинается почти на два месяца позже, чем на юге России, но в конце марта-апреле в сельских районах региона традиционно проходят совещания, посвященные ей. Одной из «первых ласточек» стало подобное мероприятие в Кемеровском районе, на его примере можно делать некоторые выводы и об особенностях всекузбасской посевной.
Весенний сев в Кемеровском районе пройдет на 31,4 тысячи гектаров. Яровые зерновые, по предварительным данным, займут 22,8 тысячи га, технические культуры – 2,2 тысячи, кормовые – 5,5 тысячи, картофель и овощи соответственно 575 и 262 га. Под урожай-2017 озимые посеяны на 3955 гектарах. По сравнению с прошлым годом площади под зерновыми увеличатся на 1513 гектаров, в основном за счет КФХ «Дабабоглу В.Н.» (+600 га), ООО «Житница» (+234 га), ООО СХО «Заречье».
Хозяйства района полностью обеспечены семенами, 83,9 процента семян зерновых проверены на посевные качества. 60,6 процента районных семян кондиционны (по области – 42,9 процента). Перед посевом требуется доработка семян на сушильно-очистительных комплексах с вторичной очисткой от сорняков и примесей, но у ООО «Кемеровоплем», фермеров А. Кузнецова, В. Дабагоглу, А. Халина зерноочистительных машин и сушилок нет, подготовить кондиционные семена будет крайне проблематично.
В районе насчитывается 371 трактор, 51 сеялка, 27 посевных комплексов, в марте-апреле техника пройдет ежегодные техосмотры. Но значительная часть техники изношена, что чревато ремонтами и затягиванием сроков посева.
Одна из проблем, внушающих серьезные опасения при проведении посевной кампании, – отсутствие в районе горюче-смазочных материалов. Потребность в дизтопливе составляет 661 тонну, в наличии пока 105 тонн (16 процентов).
На момент совещания удобрения были приобретены лишь двумя хозяйствами (120 тонн СПК «Береговой» и 43 тонны КФХ «Дабабоглу В.Н.») и велось заключение договоров с КАО «Азот» на поставку 500 тонн удобрений на условиях беспроцентного кредита.
Озимые в зимовку ушли в хорошем состоянии, зима была снежной, шанс избежать вымерзания культур пока велик. Расчеты ожидаемых запасов влаги, проведенные с учетом осенней влагозарядки и суммы выпавших осадков, позволяют рассчитывать на запасы продуктивной влаги в пределах нормы. Но чтобы максимально использовать ее, необходим комплекс агромероприятий по сохранению влаги в почве.
Тактика посевной в Кемеровском районе традиционна: сохранить влагу и отсеяться в оптимальные сроки.
На совещании – это тоже традиция – выступали учение и специалисты, представители банка, поставщиков средств защиты растений, всевозможных надзорных органов. Из зала звучали вопросы, отражающие проблемы посевной-2017 и сельского хозяйства в целом.
Так, бодрое выступление представителя Кемеровского отделения Россельхозбанка (новая схема субсидирования, краткосрочные и инвестиционные кредиты по льготной процентной ставке в 5 процентов годовых, увеличение доступности предприятий АПК к кредитным ресурсам) несколько не совпало с ситуацией, например, в СПК «Береговой». Это крупнейшее хозяйство района является VIP-клиентом банка, в декабре-январе берет кредит в размере десятков миллионов рублей на посевную, закупая семена, горюче-смазочные материалы, удобрения, средства защиты растений, запчасти. В этом году «Береговой» рассчитывал на льготный кредит, но к концу марта не получил ни его, ни внятных объяснений отказа. Ведь формулировки «часть потенциальных заемщиков получили отказ из-за недостаточности бюджетных ассигнований» и «ждем выделения дополнительных ресурсов, чтобы выполнить заявки» ясности не вносят. Деньги нужны сегодня, лучше – вчера, когда цены по-весеннему еще не полезли вверх.
Недоступность кредитных средств – а российский агропром традиционно проводит посевные работы именно на заемные деньги – становится важной причиной и недостатка дизтоплива, и невозможности покупки элитного семенного материала, удобрений, и многих других составляющих научно обоснованных систем земледелия.
А вот вопрос от фермера Виктора Бугакова:
– Насчет увеличения посевных площадей… Наверное, не получится у нас. Решил я три десятка гектаров брошенных земель прибавить. И земельный комитет мне насчитал аренды за 29 гектаров 220 тысяч рублей! Откуда тут появится стимул брать землю?
В зале сидел бывалый люд. На глазах которого за пятилетку посевные площади Кузбасса сократились с 1012 тысяч гектаров до 961 тысячи. Но который помнит, как меньше десяти лет назад за тысячу гектаров брошенных земель, возвращенных в оборот, в области вручался зерноуборочный комбайн «Дон-1500». Это стимулировало, в севооборот вернулись более 130 тысяч гектаров…
А вот кусочек выступления Николая Лапшинова, директора КемНИИСХ (название старое, сейчас НИИ стал филиалом и называется очень большим количеством букв), который не открыл Америку, говоря, что «роль науки в развитии АПК тем выше, чем выше его экономическое благосостояние и потенциал. Чем лучше, стабильнее развивается сельское хозяйство, тем выше спрос на научные разработки и новации». В районе немного хозяйств, готовых вкладываться в науку. И причина того совсем не только в скудоумии, нежелании развиваться и неумении грамотно инвестировать прибыли…
Недостаточная для развития рентабельность агробизнеса, диспаритет цен, истощение плодородия, брошенные земли, закисление почв, закредитованность, кадровая проблема – вопросы, актуальные и для Кемеровского района, и для всего кузбасского АПК.
Тем не менее подобные весенние совещания всегда не лишены позитива, ведь крестьянская мудрость гласит: умирай, а жито сей. Мудрость, направленная в будущее.
Так вот, зима позади, жизнь продолжается, посевная неизбежна, дожди, даст бог, пройдут вовремя, солнца будет в достатке, колос вызреет тучным, а во время уборочной случится сплошное вёдро.
И тогда даже самый распропащий фермер, который не смог заготовить солярки, который в самое горячее время чинил свою рухлядь, который отсеялся некондиционными семенами и не защитил посевы от болезней и вредителей, получит прекрасный урожай, накормит страну и разовьется. А нет – уберет зерна меньше, чем посеял, разорится и пойдет в охранники.
Но это не сейчас. Сейчас – в поле, сеять жито…