Кузбассовцы просят усилить финансово-экономическое образование в школах
«Мы – предприниматели, имеем свое дело в Кузбассе, но сын о преемственности и слышать не хочет! – нередко можно услышать от бизнесменов. – Как его заинтересовать?»
В попытке найти ответ на этот вопрос мамы-папы идут в школу. И некоторые педагоги действительно в силах помочь!
Отцы и дети
– Ситуация, когда семейное дело разрушается из-за отсутствия преемственности, имеет объяснимые причины, – говорит Татьяна Раенко, учитель истории и обществознания кемеровской гимназии №21. – Основателям бизнеса было интересно организовывать собственное дело с нуля, реализовывать свою идею. А «получить готовое» означает простое участие в бизнесе, что неинтересно, стимул утрачивается. Однако развить стимул можно. Главное – передать инициативу в руки школьника. «Предпринимательство» трактуется как инициативная, самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли, вот современные подростки и спрашивают, в чем их самостоятельность. Нам нужно помочь им, дети должны видеть, как создается бизнес.
И первое, что предложила Татьяна Викторовна обратившимся к ней родителям: «Организуйте площадки, практики, чтобы пресная теория превратилась в живую практическую игру».
Родители откликнулись. В итоге совместная образовательная деятельность взрослых выросла в целую программу экономической (финансовой) грамотности, за что Татьяна Викторовна, кстати, получила второе место на всероссийском конкурсе. Но это не главное. Конструктивна сама идея. Старшеклассник должен попробовать себя в деле, где к разработке привлечены серьезные эксперты.
Разговор на равных
Прежде всего группа старшеклассников-добровольцев отправляется в Кузбасский технопарк. Это не ознакомительная экскурсия, а целенаправленный поход за идеей. Какие проекты востребованы? Какие ниши пустуют? Что приветствуется региональными властями, продвигается? Какие льготы предоставляются по налогам?
Обзор созданных в нашем регионе практик (например, достижения в кардиологии, новации сельского хозяйства на стыке с угольной отраслью (удобрения из угля дешевых марок), туристическая инфраструктура Шерегеша) позволяют настроиться на нужную волну.
Идеи оформляются, получают реальное воплощение. Время идти в банк за кредитом, где помогут разобраться в денежной политике, страховых продуктах. Далее – кафедра «Финансы и кредиты» КузГТУ. Игры по спасению экономики страны, решение проблем закредитованности, мозговые штурмы, квесты, вебинары…
И, наконец, знакомство с молодыми бизнесменами в Центре поддержки предпринимательства. Встречаются люди, близкие по возрасту. У них приближенные цели, задачи, интересы; один язык. «Гениальные» идеи старшеклассников могут быть разбиты в пух и прах. Но это не обидно, процесс конструктивен, ведь он провоцирует на формирование лучших, более реальных затей.
Как вернуть их в Кузбасс?
Реальное подтверждение полезности таких игровых курсов продемонстрировал выпускник 21-й гимназии Виктор Алексеев, победитель муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по экономике. Сегодня он учится на экономическом факультете Санкт-Петербургского университета. Обладая достаточными профильными знаниями и владея иностранными языками, он выходит на экономические международные форумы и с группой единомышленников зарабатывает грант.
– Я приехал в Санкт-Петербург с большим багажом знаний и идей, которые накопились за школьные годы, – объясняет молодой человек. – И понял, что, отрабатывая этот запас, студент первого курса способен освоить стипендиальный фонд до 40000 рублей.
Виктор считает, что в проекте под грант главное – понимать все риски, уметь их минимизировать, ну и, естественно, доказывать выход на прибыль. И искать способы реализации в родном регионе.
Анна Евдокимова учится на втором курсе Высшей экономической школы в Москве. Неоднократный победитель и призер научно-практических конференций школьников муниципального и областного уровней, она много работала по теме социальной ориентированности бизнеса. Нынешняя специализация Анны связана с разработкой международных проектов на основе экономической базы.
Вернутся ли эти выпускники 21-й гимназии в Кузбасс поднимать экономику родного региона?
– Аня, мне кажется, вернется – рассуждает Татьяна Раенко. – В ее семье грамотно сформулированы жизненные ориентиры, устойчивая нравственная платформа. Ее родители имеют высокий рейтинг бизнес-консультантов.
А вообще десятки наших выпускников имеют высокую оценку знаний, продолжая обучаться уже по профилю высшего образования в уникальной среде творческих педагогов КемГУ, КузГТУ. Приходят на встречи со школьниками – восхищенные, полные идей, строят планы…
Следующий этап реализации программы повышения финансовой грамотности старшеклассников должен быть связан с региональной значимостью. «Решая свои проблемы, мы должны решать проблемы социума» – хорошо бы внедрить этот лозунг в сознание молодых людей. Только в этом случае финансовая наука поднимается на уровень инвестиционной политики. Если же подростки не увидят достойных инвестиционных проектов, они легко уведут деньги родителей в другой регион (страну), да и собственную прибыль потратят за пределами области.
Инвестиционные идеи у нас в регионе есть, но все они крупные, серьезные, взрослые. А вот подростковая ниша обучения и формирования людей бизнеса пока просматривается с трудом.
Лариса Филиппова