Соцсети:
Актуальное

Дорогой враг

1 декабря 2016 | Газета «Кузбасс»
Фото Фёдора Баранова.

За последние десять лет из-за увеличения угледобычи выбросы метана в атмосферу в Кузбассе выросли почти в два раза. Утилизацией шахтного газа в регионе пока занимаются единичные предприятия. Но, по мнению экспертов, улавливать и использовать метан угольщиков вскоре заставит сама жизнь.

Метан (CH4) – это основной загрязнитель атмосферного воздуха Кемеровской области. По данным областного департамента экологии и природных ресурсов, его доля в общем количестве выбросов (от стационарных источников) – более 50%. С 2005-го по 2015 год объем выбросов метана увеличился на 246,398 тысячи тонн, или на 47,2%.
Метан может поступать в атмосферу из-за утечек во время транспортировки природного газа, при разложении мусора на свалках, в процессе жизнедеятельности крупного рогатого скота. Однако в Кузбассе основной источник эмиссии метана – подземная угледобыча. Начиная с 2007 года, в результате дегазации угольных пластов шахтами на поверхность ежегодно выбрасывается более 700 тысяч тонн CH4. Некоторое падение объемов выбросов по отдельным годам (например, в 2013-м – почти 790 тыс. тонн, в 2014-м – 756,366 тыс. тонн, в 2015-м – снова рост, на 1,6%) по отношению к предыдущему периоду экологи склонны объяснять сокращением подземной добычи (на разрезах выбросы метана не учитываются, между тем, карьерная техника выбрасывает другой парниковый газ – CО2).

Поймать
нельзя выбрасывать

Утилизируют метан сегодня на двух угледобывающих предприятиях Кузбасса – на шахте имени С.М. Кирова и шахте «Комсомолец» (входят в АО
«СУЭК-Кузбасс»). В 2008 году угольная компания в рамках Киотского протокола первой в России получила 46 млн рублей на реализацию этих проектов. По оценке областного департамента угольной промышленности, благодаря этому на шахте им. Кирова выбросы метана в атмосферу только за три года (с 2009-го по 2011-й) сократились на 139 тыс. тонн.
По информации годового отчёта СУЭК, за 2015 год компания утилизировала 7,51 млн кубометров дегазационного метана (за пять лет – 30,16 млн кубометров), каптируемого на поверхность из выработанного пространства выемочных участков. Один миллион кубометров сожгли в котельной, 3,6 – в факельной установке, 2,9 – использовали для производства электроэнергии на свои нужды на мини-ТЭЦ. На шахте имени Кирова их три – мощностью по одному мегаватту каждая. Экономический эффект от утилизации метана с 2011-го по 2015 год составил 5,2 млн долларов.
По словам специалистов, шахтный метан обладает наибольшим потенциалом для сокращения выбросов парниковых газов через использование в энергетических установках. Это давно практикуют угледобывающие предприятия России – в основном, в Печёрском бассейне. «Метан – это хорошее топливо, но здесь есть своя специфика: котельная должна стоять близко к шахтному стволу», – говорит доцент кафедры теплоэнергетики КузГТУ Виктор Сливной. Кроме того, не любой метан пригоден для использования, а только в определенной концентрации (не на всех шахтах она одинаковая).

Справка

Как парниковый газ метан отражает инфракрасное излучение. Считается, что это ведёт к так называемому парниковому эффекту – повышению температуры земной атмосферы. По силе воздействия на потепление климата метан превосходит углекислый газ в 21 раз. Также он разрушает озоновый слой. А негативное воздействие на организм человека метан оказывает только при очень высокой концентрации.


Метан выводится на поверхность вентиляционными системами, а также средствами дегазации угольных пластов, которую подразделяют на заблаговременную, предварительную и выработанного пространства. Соответственно, существует три способа извлечения метана: из вентиляционных выбросов (там его немного), дегазация до начала добычи и в процессе угледобычи. В последних двух случаях газ выкачивают из скважин вакуумными насосами. «В ненарушенных пластах метана огромное количество, но извлекать его сложно, – говорит Виктор Сливной. – Дегазация – на сегодня самый эффективный способ. Но нужно учитывать такие моменты, как непостоянство поступления метана, сложности с доставкой, необходимость очистки».

Не успели в Киото –
заставят в Париже

Заниматься утилизацией метана также пытались на предприятиях угольных компаний «Белон» и «Южный Кузбасс», но, по имеющейся информации, в настоящее время проекты не реализованы.
Валентина Самусь, инженер кемеровской компании «Углеметан Сервис», занимающейся инвентаризацией выбросов шахтного метана и инжиниринговым сопровождением проектов по его утилизации, говорит, что около 80% угледобывающих предприятий – потенциальных клиентов – на сегодня пока ещё не перешли к решению «метанового вопроса». Как объяснил источник в областном департаменте угольной промышленности, предприятия не идут на утилизацию шахтного газа из-за дороговизны и нерентабельности.
По мнению Валентины Самусь, в своё время и другие угольщики могли получить финансирование на метановые проекты по линии Киотского протокола, но тогда это не было столь актуально. «Начиная с 2017 года, так или иначе последуют ограничения на выбросы парниковых газов для различных отраслей народного хозяйства, в том числе и для угледобывающей промышленности, – говорит она. – Никакого официального документа пока нет, но, по мнению экспертов, это неизбежно. И когда это произойдёт, предприятия начнут активно внедрять технологии по сокращению выбросов и по возможности использования их в своих целях. Развитие и тиражирование проектов по переработке шахтного метана позволит повысить энергоэффективность угледобывающих предприятий и одновременно снизить объем выбросов парниковых газов. Поэтому мы рекомендуем предусматривать соответствующие проекты при планировании инвестиций».
Кроме того, по словам собеседника газеты, уже со следующего года в рамках действия Парижского соглашения, под которое сейчас подводится российское природоохранное законодательство, эмитентам парниковых газов в обязательном порядке придётся отчитываться об объемах выбросов. В рамках Киотского протокола это делалось, скорее, на добровольных началах. Тем не менее, российские угольные шахты ведут метановый мониторинг непрерывно.

Ксения Гордийчук.

Кстати

Совместно с «Газпромом» администрация Кемеровской области реализует проект по добыче и утилизации метана из угольных пластов Талдинской, Нарыкско-Осташкинской и Тутуясской площадей на юге региона. То есть, метан забирается оттуда, где в перспективе будет вестись подземная угледобыча. Это так же ведет к снижению выбросов парниковых газов. На сегодня завершена опытно-промышленная стадия проекта. На метане добывающее предприятие производит электроэнергию для своих нужд, заправляет им свои автомобили.

Другие статьи на эту тему

30 июня

В Калтане запустили установки по утилизации метана и очистные сооружения

На шахте «Алардинской» в Калтане запустили две установки по утилизации метана, а также реконструировали очистные…

19 июня

На шахте «Анжерская Южная» в Кузбассе произошла авария с выбросом метана

Ее проверкой занялась прокуратура. Сегодня около девяти часов утра на шахте уголь высыпал от груди…

12 августа

В Киселёвске названы адреса, куда можно сдать батарейки и лампочки

Как напомнили в пресс-центре администрации Киселёвского городского округа, люминесцентные и светодиодные лампы, а также батарейки…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс