Шанс на спасение семьи
В ближайшее время в Кемерове стартует пилотный проект «Трезвая семья – крепкая семья». Его главная цель – спасти от распада многодетные семьи, в которых родители злоупотребляют спиртным и уже вплотную подошли к перспективе лишения их родительских прав. Понятно, что после такой процедуры дети рискуют превратиться в социальных сирот и отправиться в «казенные» воспитательные учреждения.
Социальное сиротство – одна из острейших социальных проблем, чаще всего возникающая из-за пьянства родителей. Причем характерна она не для какого-то отдельного региона, а для России в целом. Например, родители потеряли работу или под грузом проблем у них опустились руки — и, как следствие, они начинают «пить горькую». При этом у детей из таких семей нередко только одна дорога – в казенные стены сиротских учреждений.
В то же время зачастую для того, чтобы спасти семью (естественно, если родители еще не совсем опустились на дно жизни и где-то в глубине души дети им все еще дороги), взрослым достаточно бывает поставить крест на своей пагубной тяге к спиртному. Однако во многих случаях родителям-алкоголикам самостоятельно сделать это не под силу, им необходимо протянуть руку социальной помощи – и сделать это, безусловно, должны специалисты. Именно поэтому среди инициаторов и организаторов проекта «Трезвая семья – крепкая семья» – областной клинический наркологический диспансер во главе с главным наркологом Сибирского федерального округа и Кемеровской области Андреем Лопатиным, уполномоченный по правам ребенка в Кемеровской области Дмитрий Кислицын, профильные департаменты администрации Кемеровской области.
Спасать семьи в первую очередь будут не столько ради оступившихся горе-родителей, сколько ради их ни в чем не повинных детей. Пока еще есть шансы на спасение «ячейки общества».
Борьба за «нормальность»
— Каким бы прекрасным и современным ни был детский приют, детский дом или интернат, он никогда не заменит ребенку настоящей семьи – пусть даже со своими сложностями и проблемами, — твердо убежден детский омбудсмен Дмитрий Кислицын. — Да и по большому счету нормальная социализация детей в жизни и в обществе возможна только в условиях семьи. Именно поэтому борьба за семью и семейное воспитание детей – это одна из главных задач любой правозащитной организации, и прежде всего — института уполномоченных по правам ребенка, созданного при президенте Российской Федерации.
Уже давно подмечено: во многих случаях казенные стены только портят попадающих в них детей, оставшихся без попечения родителей, накладывают свои негативные отпечатки на их и без того поврежденную психику.
Да, в таких детских учреждениях воспитанники практически ни в чем не нуждаются: их кормят-поят, обувают-одевают, обучают школьным предметам и премудростям – словом, формально у них вроде бы все есть. Но нет главного – теплоты семейных отношений, нет родителей, с которых дети обычно берут пример или с которыми хочется просто посоветоваться или о чем-нибудь их спросить. Для большинства воспитателей и педагогов социальные сироты – это не вторая семья, а обычная работа. После окончания рабочего дня они окунаются в свои собственные заботы и проблемы своих семей, которые, естественно, тоже надо решать. И разве можно их за это упрекать? В общем, не секрет, что большинство воспитанников казенных детских учреждений мечтают как можно скорее вырваться «на свободу» и начать самостоятельную жизнь. Другое дело, что у них нет иммунитета к неприятным сюрпризам «взрослой» жизни, который закладывается у их семейных сверстников на примере их родителей — пусть даже не всегда путевых. Неудивительно, что рано или поздно большинство воспитанников сиротских учреждений попадают в различные неприятные истории или оказываются на обочине жизни, а то и в местах лишения свободы. К сожалению, успешно сложившихся людей среди них – единицы…
Именно поэтому государство до последнего старается не лишать горе-родителей родительских прав – а вдруг они, наконец, одумаются и повернутся лицом к детям? Показатель того, что сделано уже немало и вектор движения государства в этом направлении верный, – значительное сокращения количества детей-сирот и, как следствие, числа детских домов.
— Самое главное, конечно, это сохранение семейного воспитания, — подчеркивает Дмитрий Кислицын. – Оставшийся в семье ребенок, безусловно, получит гораздо больше навыков и простого житейского опыта, нежели окажись он в детском доме…
На добровольных началах
Всего в пилотном проекте «Трезвая семья – крепкая семья», который через несколько месяцев начнет реализовываться в Кемерове и продлится полгода, будут участвовать полтора десятка родителей многодетных семей, злоупотребляющих алкоголем. И их вот-вот могут лишить родительских прав. В рамках проекта планируется их лечение и реабилитация, включая помощь со стороны социальных служб, которые помогут участникам при дальнейшей адаптации. Иными словами, подход к решению проблемы будет комплексным, с необходимыми мерами социальной поддержки и защиты.
Главное условие участия – добровольное и мотивированное желание сохранить семью и детей и не увиливать от лечения и контроля внутрисемейных взаимоотношений, которые будут тщательно проверяться. Такое согласие оформляется письменно.
И хотя окончательные списки участников проекта еще не составлены, их примерный портрет известен. Многие живут в так называемых «малосемейных» общежитиях в Ленинском, Рудничном или Кировском районах города. Средний возраст – до 40 лет. Как правило, родители лишились работы, испытали сильнейший стресс – вот и начали опускаться, ища забвения «на дне бутылки». Сейчас, естественно, их объединяет стойкое желание сохранить семью и детей, избавившись от пагубного пристрастия к спиртному, а это само по себе уже немало для успешного излечения.
Истина – не в вине
Избавление от алкоголизма стоит денег, и немалых. Только лекарственное обеспечение одного пациента в рамках проекта обойдется более чем в 100 тысяч рублей. Не говоря уже о стоимости, например, сеансов психотерапии и других лечебных мероприятий. Иными словами, на все про все потребуется свыше 1,8 миллиона рублей. Однако деньги эти не из бюджета — финансовую поддержку проекту окажут крупные предприятия в рамках социального партнерства.
— Наша главная задача – сформировать у родителей длительную стойкую качественную ремиссию, которая бы избавила их от страсти к алкоголю, — объясняет главный нарколог Сибирского федерального округа и Кемеровской области доктор медицинских наук Андрей Лопатин. – Причем это будет делаться не только медикаментозным путем, но и с помощью других методов – например, через социальные службы, органы полиции и т.д.
Конечно, проект затратный. Но даже по чисто экономическим соображениям он значительно дешевле, чем перспектива содержания изъятых из семей алкоголиков детей в детдомах и приютах (в среднем ежемесячно один воспитанник там обходится примерно в 20–25 тысяч рублей). Не говоря уже о главном — моральном аспекте решения проблемы. Во что, например, можно оценить радость ребенка, которому будет хорошо в кругу родной семьи?
Если пилотный проект «Трезвая семья – крепкая семья» будет признан успешным, вполне возможно распространение «положительного опыта» и на другие территории Кузбасса. Его инициаторы и организаторы уверены, что так оно и будет.
Дмитрий ТОЛКОВЦЕВ.
Фото Любови Гвоздковой.