Премьерский выход к шахтерам
Вчера премьер-министр России Владимир Путин во второй раз за последний месяц прилетел в Кузбасс. Цель рабочего визита председателя правительства, как и в мае, – ликвидация последствий аварии на шахте «Распадская» и оказание помощи семьям погибших и пострадавших. Говорил Владимир Путин вчера об этом в Новокузнецке с женами погибших шахтеров, горняками, собственниками «Распадской» и руководством региона.
Полсотни «распадцев» часа за два с половиной до приезда Владимира Путина в офис «Южкузбассугля» курили во дворе. Не потому, что нервничали, просто… ждали.
— О чем говорить с премьером будете?
— Да я уже задавал Путину вопрос прошлой весной, когда он приезжал в Новокузнецк. О том, что будет делать государство, — отозвался Юрий Новоселов, машинист горных выемочных машин участка №3 «Распадской» (в прошлом году он спрашивал о возможности поддержать шахтеров в кризис заказами для металлургов. — Авт.). Сейчас тоже хочу спросить о том, как государство может нам помочь. Во всех смыслах. По пенсиям, зарплате, безопасности, контролю за собственниками.
Об этом в основном и спрашивали Владимира Путина, который объяснил, что до официального совещания с чиновниками и собственниками шахты специально хотел узнать мнения шахтеров о том, что случилось на «Распадской» и что сделать, чтобы такого не было в будущем.
Знаменитый бригадир-«миллионер», а сейчас председатель профкома «Распадской» Николай Сыров даже не спрашивал, сказал лишь, что много средств вкладывалось в безопасность шахты и как могло все это случиться, непонятно.
— На «Распадской» много сделано, но трагедия произошла, значит, сделано было недостаточно, — ответил премьер.
Владимир Путин напомнил, что его позиция – усиление роли Ростехнадзора (вплоть до временного – до решения суда – отстранения руководителей при выявленных нарушениях). Однако ответственность за безопасность на угольных предприятиях должна лежать на всех – государстве, собственнике и самих шахтерах. Если государство, как сказал премьер, должно «создать условия», то собственники – нести финансовые обязательства. Сейчас в Госдуму внесен закон о гражданской ответственности собственников особо опасных производств. В нем предусмотрены большие выплаты за нештатные ситуации. А тем, кто «работает внизу», считает премьер, нужно быть нетерпимыми к нарушениям.
Еще в мае сам Владимир Путин поднял вопрос о пересмотре структуры шахтерской зарплаты – увеличении ее постоянной составляющей до 70%. До 5 июля, сообщил премьер, должны быть готовы соответствующие предложения по пересмотру отраслевого соглашения. А как добавил губернатор Аман Тулеев, в отраслевое соглашение предполагается включить и пункт об обязательных выплатах погибшим при всех авариях в угольной отрасли.
Шахтеры просили премьера о введении в России обязательной дегазации угольных пластов, об уточнении порядка расчета отпускного периода для шахтеров, помощи в восстановлении шахты. Это премьер пообещал обсудить с чиновниками и владельцами «Распадской». Но заметил, что государство «готово подставить плечо» при восстановлении шахты, на которое, по предварительным оценкам, требуется 10 млрд. рублей.
На момент сдачи номера в печать совещание с руководством шахты и области только началось. Подробности – в следующем номере.
Новокузнецк.