Соцсети:
Актуальное

Нам и кластер в руки

14 октября 2014 | Евгений Федотов

Объединение кузбасских предприятий, занимающихся переработкой угля, и академических институтов даст толчок развитию углехимии в регионе

Будущее – в столице

В Кузбасском технопарке состоялось расширенное совещание участников углехимического кластера Кемеровской области. Там было принято решение о создании совета кластера и определен его предварительный состав. Центр кластерного развития — это часть системы поддержки компаний малого и среднего предпринимательства, которые занимаются инвестиционной, инновационной и производственной деятельностью. Центр призван сформировать условия для более успешного внедрения научных разработок на практике.

Напомним, что кластер появился в 2012 году. Тогда в Москве была защищена программа его создания в Кузбассе. Официальное его название — «Комплексная переработка угля и техногенных отходов». Он вошел в число 25 приоритетных кластеров России, но не получил федерального финансирования: средства были направлены только одиннадцати наиболее подготовленным кластерам.

— Куратором кластера назначен Кузбасский технопарк. Его работа пока ведется инициативно, каждым из участников кластера. В то же время обещано финансирование из министерства экономического развития, — отмечает заместитель директора Института углехимии и химического материаловедения СО РАН Алексей Козлов.
По программе развития углехимического кластера планируется его расширение — за счет и включения новых участников, и роста уже имеющихся компаний. Ожидается, что к 2017 году общее количество сотрудников должно увеличиться до 41 тысячи человек. Большая часть предприятий кластера будет расположена на территории города Кемерово. Среди участников есть и крупные (якорные) предприятия — ОАО «СДС-Азот» и ОАО «Кокс».

Вовремя спохватиться

Вопрос о создании кластера был поднят в нужное время. Цена на уголь снижается, сейчас она составляет 71 доллар за тонну. Причем к морским терминалам и на востоке, и на западе страны перевозится отнюдь не чистый уголь.
«Грубо говоря, из десяти вагонов с углем три вагона заполнены золой, серой и водой. При этом приходится везти топливо не только далеко, дорого и долго, но и еще продавать по низкой цене. Например, цена тонны антрацита на мировом рынке сегодня 6700 рублей, в то время как тонна угольного сорбента, полученного в результате переработки угля, стоит три миллиона. То есть разница в цене составляет 450 раз. Выгода очевидна! — рассказывает Алексей Петрович. — Между тем для развития углехимии в Кемеровской области есть не только предприятия, которые занимаются или способны заниматься переработкой угля, но и академические институты. В России институтов, подобных кемеровским, немного, а система подготовки кадров в области переработки и обогащения угля в Кузбассе одна из лучших в России. В научных разработках местных ученых, предлагающих технологии переработки угля, недостатка нет. По некоторым из них уже есть стенды и опытные установки. И в данном случае задача кластера – перейти от проектов на бумаге к опытно-промышленным образцам, а в дальнейшем и к промышленному производству».
Если говорить о конкретной реализации серьезных проектов именно по глубокой переработке угля, то конкретных результатов можно достичь в среднесрочной перспективе, примерно от трех до пяти лет. А если это будет отрасль, соперничающая с обычной химией (органическим синтезом), тогда потребуется чуть больше времени.

Вооружившись стратегией

В августе нынешнего года вышло постановление правительства России о выработке комплекса мер по развитию углехимического направления. Наши ученые вносили свои предложения в этот документ, и они были учтены. Например, по включению технологии глубокой переработки угля в перечень критических технологий России. Это список технологий, которым должен отдаваться приоритет в развитии науки и техники.
В документе закреплено и еще одно важное решение – о создании единого научно-технического координационного центра, который бы занимался научно-исследовательскими и проектно-техническими работами в области углехимии. «Мы предлагаем открыть его в нашем регионе, потому что здесь добывается большая часть всего угля страны и есть необходимые научные кадры», — объясняет Алексей Козлов.
Что же касается дальнейшего развития кластера, то уже до конца года должна появиться его бизнес-стратегия. Этот документ должен содержать перечень мероприятий, на проведение которых кластер будет запрашивать средства у министерства экономического развития. Например, если потребуется купить какое-то оборудование, это должно быть заложено в проекте. Причем нужно будет обосновать его необходимость.

Максим СТЕПАНОВ.

Определение

Кластер – это сконцентрированная на некоторой территории группа взаимозависимых организаций, поставщиков продукции, научно-исследовательских институтов, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний кластера или кластера в целом.

Другие статьи на эту тему

23 апреля

Сергей Цивилев заверил кемеровчан, что бассейн «Лазурный» сносить не будут

Накануне в социальных сетях появилась информация о том, что в  Кемерове будет снесен бассейн «Лазурный»,…

18 декабря

Владимир Путин попросил не затягивать создание культурного кластера в Кузбассе

На заседании Совета по культуре и искусству, которое в субботу провел в Санкт-Петербурге президент РФ…

Машиностроители Кузбасса хотят объединиться

 В областной администрации состоялось расширенное совещание по вопросам развития машиностроительной отрасли в Кемеровской области. Все участники совещания сошлись во мнении, что дать новый импульс для развития отрасли поможет… кооперация.

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс