И никаких синичек
Синицы на замороженных овощах. На грибах и брюссельской капусте. Прыгают и клюют. Картинка была бы даже милой, если бы не происходило это в популярном у кемеровчан гипермаркете. Синички улетели, но охота покупать что-то незапакованное в этом магазине отпала у меня навсегда. А ледяной нарост на крыльце другого неплохого по ценам и качеству товаров супермаркета заставил пойти в конкурирующий магазин. Но там на кассе теперь требуют предъявить паспорт при покупке сигарет, если кассир усомнится в том, что вам меньше 30 (а не стандартных 18) лет. Словом, обложили. Куда податься?
Вариантов скоро прибавится. Вот-вот в Прокопьевске откроется первый гипермаркет федеральной сети «Лента». На очереди Новокузнецк и Кемерово. Знающие технологию работы этой компании эксперты говорят, что кому-то из кузбасских ритейлеров точно не поздоровится. А будет ли лучше от этого нам, простым покупателям?
Ответить на этот вопрос можно односложно. Да! Больше выбора – больше шансов купить то, что хочешь, по приемлемой именно для тебя цене. На этом можно было бы закончить, если бы не факторы, которые сейчас определяют наш выбор магазинов. Многочисленные опросы и исследования показывают, что уже не один год цена товара даже не в первой тройке покупательских мотиваций. Лидерство за категориями места расположения, доверия к маркам и товару, качества продукции. Эксперты однозначно говорят, что минимум для двух третей покупателей магазинов (на рынках и ярмарках своя логика) цена не имеет значения.
Нет, конечно, можно вспомнить времена кризиса 2008-2009 годов, когда кузбасские супермаркеты снизили свою классность, перейдя преимущественно в эконом-разряд. Все потому, что у торговли начались сложности с оплатой поставщикам, банки все меньше выдавали кредитов, народ начал экономить на покупках. Сейчас все выровнялось. Более того, показатели работы торговли в России свидетельствуют об уверенном росте. Ритейлеры вновь открывают новые магазины, увеличивают торговые площади. Еще один признак окончательного выхода из кризиса – возвращение к формату «супермаркет».
По данным агентства РБК.research, в 2011 году на первый план начали выходить супермаркеты: доля магазинов этого формата в России выросла до 18% суммарной выручки ритейлеров. Агентство констатирует при этом и «внутренние» изменения магазинов. Средний ассортимент супермаркета к весне 2012-го вырос на 11-13%, превысив докризисный уровень. Росла торговля, что легко заметить и по кузбасским супермаркетам, за счет категории свежих продуктов, готовых блюд собственного производства, деликатесной продукции. В итоге выручка этого формата магазинов в рублях выросла почти на 40 процентов. Темпы впечатляющие и лишь подтверждают, что цена у покупателя далеко не всегда на первом месте.
Другой момент – в подтверждение первоочередности места нахождения магазина для покупателя. За последний год доля магазинов шаговой доступности увеличилась с 3 до 8%. В России в целом, и в Кузбассе в частности, это можно объяснить приближением к дому сетевых магазинов с известными названиями. По стране появились мини-варианты больших магазинов крупных торговых сетей. В Кузбассе – близкие к дому точки по продаже кузбасских товаров, мяса, овощей и фруктов. Ларьки все активней перерастают в павильоны и стационарные магазины. Торговля на первых этажах жилых домов сейчас предусмотрена едва ли не в каждом доме новых жилых микрорайонов. Все, в принципе, как и прогнозировалось еще лет десять назад. Рынки будут свертываться (сеть губернских рынков в Кузбассе, надо признать, исключение), а магазины станут к нам все ближе. Другого, кажется, и не дано. Стандартная семья сегодня делает большие закупки продовольствия раз в неделю в гипермаркетах. Повседневные товары – хлеб, молоко, «что-нибудь к чаю» — покупаются часто на бегу в магазине «за углом» или в ближайшем супермаркете.
Все это, по оценкам экспертов, свидетельствует о том, что ритейл возвращается к четкой сегментации. Есть дорогие супермаркеты – в Кузбассе это «Континент вкуса», есть гипермаркеты – Metro (в мире занятые мелким оптом, они работают и с обычными покупателями), «Поляна», «Палата», есть стандартные сетевые супермаркеты и магазины эконом-класса («Мария Ра», «Холидей», «Кора», «Чибис», «Солнышко», «Аквамаркет» и др.) уже чуть ли не в каждом квартале, есть небольшие магазинчики в жилых домах. У каждого свои ассортимент, цена и качество товаров. И всем, кажется, должно всего хватать: покупателям — выбора, продавцу – спроса. Но, как выясняется, вакантные места на рынке еще есть.
В декабре в Прокопьевске должен открыться первый гипермаркет крупной федеральной сети «Лента». Строительство подходит к концу, ведется набор сотрудников. Выбраны места под строительство магазинов «Ленты» в Кемерове и в Новокузнецке. Как считают кузбасские ритейлеры, приход в Кузбасс этой торговой компании они почувствуют острее, чем появление на рынке Metro и небольших компаний из других регионов. У питерской «Ленты» в других регионах с более высоким уровнем конкуренции в сфере розничной торговли очень хорошие ценовые предложения, интересный ассортимент. То же она приведет и в Кузбасс. Места для гипермаркетов в области компания выбрала привлекательные. Потому особых сомнений в том, что народ потянется в новую торговую точку, не оставила. А с учетом того, что оборот розничной торговли у нас растет не очень высокими темпами по сравнению с прошлым годом, а в продуктовом ритейле почти не меняется (см. таблицу), перетекание покупателей из одного магазина в другой будет ощутимо для всей системы, а уж для отдельных ритейлеров и подавно.
Пора действующим на кузбасском торговом поле игрокам готовить ответный удар? Давно пора. Директор-владелец одного кемеровского супермаркета лично смотрит за тем, что происходит у касс. Руководство другого повесило в торговом зале свои фото с обращением «добро пожаловать», третьи ужесточили спрос с персонала за качество товара. Все вместе добавляют в наши кошельки различные купоны на скидки, бонусы и подарки. Без акционных товаров уже мало кто представляет себе покупательскую тележку. Всего этого достаточно? Никогда не будет, раз есть синички, наледь на входе, грязный с выбоинами пол, просроченный товар на полках.
Развиваться ритейлу с годами сложнее. Дороже открывать магазины, заходить на новые рынки. Но если кто-то делает это вопреки сложностям, значит этот кто-то сильнее остальных. Потому и готовиться к его приходу нужно бы не только очередными красными, желтыми ценниками.
Татьяна ДУМЕНКО
07.03.2013 в 23:21
Не знаю, насколько это реально — » ЛЕНТА » в Кемерово…. Не заболтали бы появление этого магазина. Очень бы хотелось иметь такой торговый центр. А то так всю жизнь можно прожить с этими » Чибисами » и » Бегемотами «.
Ответить
14.11.2012 в 23:19
Какой по-настоящему хороший рекламный текст Ленты получился! Одно только предчувствие омрачает радужные картины работы этой сети у нас. Работников-то они своих не завезут сюда. В магазин пойдут всё такие же сотрудники, которые и паспорт спросить могут и крыльцо не очистить. И синицы в воробьями туда проникнуть тоже могут. Уровень сервиса у нас хромает серьёзно. Вчера вот отоварились в Лапландии и нас удивила кассир, мадам такая с недовольной физиономией, которая после «отсканирования» ценников пяти продуктов бросала этот бедный «считыватель» на ленту все пять раз. Не знаю, пережил ли он её смену, но, честно говоря, я посочувствовала её работодателю — такой кассир и покупателей распугает, и технику поломает, одни убытки, короче.
Ответить