Траектория Локтева
16 февраля исполняется 50 лет Сергею Локтеву. На протяжении уже четверти века имя этого человека неразрывно связано с развитием русского бильярда и в нашей области, и в целом по стране. Именно Локтев открыл первый коммерческий бильярдный клуб в Кемерове, основал спортивную школу и уже несколько лет пытается создать международную профессиональную лигу. С таким человеком корреспонденты «Спортивной арены», конечно, не могли не встретиться накануне юбилея.
— Сергей Викторович, как вы познакомились с бильярдом?
— Это было в детстве в деревенском клубе — туда как-то раз привезли столы с костяными шарами. Помню, что иногда перед киносеансами нас подпускали к ним на пару партий. А серьезно увлекся бильярдом в 1979 году в томском Доме офицеров. Этому поспособствовали ветераны бильярда еще «нэповского» разлива. Они настолько прекрасно владели искусством игры, что не полюбить бильярд было никак нельзя.
— Чем же он вас покорил?
— Меня заворожили эти сумасшедшие траектории шаров на зеленом сукне. Но в то же время я осознал логику бильярда. У меня всегда был математический склад ума: в школе с большим удовольствием изучал алгебру, геометрию, физику. И вот благодаря такой основе бильярд стал легко даваться.
— Бильярд в семидесятые-восьмидесятые был популярен?
— Не совсем. В него еще играли, но сверху уже начиналась кампания по уничтожению. Возможно, причина была в некой буржуазности, так как почти всегда играли на деньги. Да и все-таки бильярд был элитарной игрой в царской России, а значит, при советской власти он существовать не мог. Хотя в первые послевоенные годы тяга к бильярду была огромной.
— В середине восьмидесятых вы открыли в Кемерове бильярдный клуб…
— Он размещался на Западной трибуне стадиона «Химик». Там у нас был бар, в котором, кстати, пекли замечательные пирожки, и зал с двумя столами. Желающих поиграть было хоть отбавляй. Так что мы вели предварительную запись по телефону на пару дней вперед. Столы, кстати, были примечательные. Один купили с обкомовской дачи за бешеную цену – 700 рублей, а состояние его было просто убитое. Почти полгода ушло на реставрацию. Помню, заказывали из Ленинграда сукно и резину. И все-таки восстановили.
— С оборудованием тогда было так сложно?
— Столы нигде нельзя было просто так купить. Даже за очень большие деньги. Все свежеизготовленные столы шли только по разнарядке. В российские годы с этим стало попроще. Тем не менее, в клубе при СКК «Октябрьский» тоже первоначально столы были не первой молодости. Они, кстати, родом из Англии. Как эти столы попали к нам в область – неизвестно. Причем они были для снукера. Но ничего, выкупили мы их у «Кемеровошахтостроя» и переоборудовали под русский бильярд. А затем уже в свободной продаже приобрели несколько белорусских столов.
— В «Октябрьском» когда появился клуб?
— Кажется, в 95-м. За несколько лет до этого пришлось закрыть клуб на «Химике». Тогда возникла масса проблем с финансированием, тяжело было вывести на самоокупаемость, да и хозяева взвинтили арендную плату, так что нам пришлось освободить помещения. В СКК первое время мы работали только для друзей, а потом раскрутились. Создали федерацию, организовали полноценную детско-юношескую школу. Почти все игроки из первого набора до сих пор остались в бильярде.
— Сейчас бильярд сильно изменился по сравнению с восьмидесятыми?
— Радикальным образом. Теперь упор делается на забивание шаров, игра стала более динамичной. А раньше было больше мысли. Столы отличались низким качеством, и многие сегодняшние технические приемы тогда просто не прошли бы. Поэтому бильярдистам приходилось иногда очень крепко задумываться.
— О чем мечтаете вы на пороге пятидесятилетия?
— Надо двигаться к созданию профессиональной структуры. Целой системы турниров по всему СНГ, что-то вроде теннисного «Большого шлема». Только так можно вытащить русский бильярд. В последнее время наметились нехорошие тенденции. К примеру, идет замещение русского бильярда непонятной пирамидой. Кто-то стремится внедрить американский пул. А к чему он нам, если есть настоящая русская игра?
А если вы про человеческие мечты, то они полностью совпадают с моими спортивными интересами.
Беседовал Сергей СПИЦЫН.
Фото Кирилла Кухмаря.