Нерезиновый вопрос
В преддверии зимы, наступающей в Сибири в разгар календарной осени, одним из основных этапов подготовки автомобиля к эксплуатации при низких температурах является смена летних шин на зимние. Сегодня поговорим об этом.
Маркёры предстоящих холодов
Как напомнили в Госавтоинспекции Кузбасса, уже при температурах +5–7 градусов летняя резина теряет эластичность, что снижает сцепные качества с дорожным покрытием. Разумеется, это отрицательно влияет на безопасность движения: значительно увеличивается тормозной путь, ухудшается управляемость. В первую очередь при первых заморозках, особенно если автомобиль эксплуатируется в ночное время и ранним утром, необходимо установить соответствующую резину на колёсах.
И объяснять излишне, что несвоевременная смена летней резины на зимнюю может спровоцировать серьёзные негативные последствия как для самого водителя, так и для других участников дорожного движения.
Нужно обратить внимание на перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. К ним относятся следующие:
– на авто категорий M1 и N1 не установлены зимние шины в морозный период (декабрь, январь, февраль);
– зимние шины, а также покрышки с шипами противоскольжения (в случае их применения) установлены не на все колёса машины;
– на одну ось транспортного средства установлены шины разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимние и незимние, новые и восстановленные, новые и с углублённым рисунком протектора.
Также в Госавтоинспекции региона добавили: в преддверии зимы водителям стоит проверить исправность электропроводки в транспортном средстве, заряд аккумулятора, работу световых приборов и стеклоочистителей.
ГАИ настоятельно рекомендует автолюбителям передвигаться на личном транспорте только при полной уверенности в его исправности, надёжности всех узлов и агрегатов, а также соответствии погодным условиям используемых технических жидкостей и, как отмечалось выше, резины на колёсах.
Необходимо поменять и стиль вождения, помнить об особенностях управления автомобилем в сложных погодных условиях, выбирать безопасные скорость, дистанцию и интервал, не допускать резких и рискованных манёвров. Важно заранее снижать скорость движения, проезжая мимо остановок общественного транспорта и при подъезде к пешеходным переходам.
От первого лица
Экспертом сегодняшнего выпуска рубрики «Право руля» стал кемеровчанин Андрей Хасанов. В автосервисе он уже более 18 лет и знает всё о подготовке машины к белоснежному сезону.
Андрей вводит в курс дела: «Надевать зимнюю резину рекомендую прежде, чем градусник начнёт фиксировать отметки «ноль» и со знаком минус. Лучше не рисковать и заблаговременно позаботиться о безопасности. А вообще, хочу заметить, что все водители делятся на два типа: тех, кто ездит на фрикционных шинах (липучке), и тех, кто выбирает шипованные. Оба типа зимних покрышек у кузбасских автовладельцев востребованы. Различие резины – в сцеплении с дорожным покрывалом. Так, у шипованных покрышек за это отвечают и протектор, и металлические штифты. Шипы буквально впиваются в снежно-ледовое полотно.
Фрикционные шины взаимодействуют с поверхностью рисунком протектора с шашками и мелкими прорезями (ламелями). Также производители пускают в дело особую по составу резиновую смесь, отвечающую за сохранность мягкости и гибкости даже в трескучие морозы.
Кузбасские водители, выбирающие так называемую липучку, начинают менять шины с середины октября. Пик «переобувки» каждый год приходится на 10–15 октября. Бывает, что к этим числам уже и снежок выпадает, правда, пока ещё не постоянный. Как правило, природа дарит 10–15 дней сухой погоды.
Как показывает практика, многие водители, отдающие предпочтение шипованной резине, отсрочивают её замену буквально до критических сроков: на улице уже вовсю валит снег. Почему они так делают? Ответ в калькуляторе темы: резина дорогая, люди просто-напросто её берегут. Безусловно, это плохо: по льду ехать тяжело и чревато серьёзными последствиями, да и в шиномонтажках создаются дикие очереди.
Кроме того, хочу обратить внимание и на другие важные особенности подготовки машин к зимнему периоду. Так, в обязательном порядке следует проверить ещё и свечи (на работоспособность, зазор), аккумулятор, а также заменить масло. Если автомобиль с трудом заводится при первых минусовых отметках, это верный признак просадки аккумуляторной батареи: ей не хватает ёмкости. За её напряжением необходимо следить. Все перечисленные мероприятия нужно осуществлять в срок, чтобы и при минус 40 градусах машина оставалась на ходу.
В среднем ТО авто при кропотливом подходе занимает полтора – два часа. Однако в зависимости от размерности колёс, вида профиля (низкий или высокий) и других нюансов время может сокращаться или, напротив, увеличиваться. Например, у автомобилей с V-образным мотором, среди которых и некоторые европейские марки, трудный доступ к свечам зажигания. В этом случае на работу мастеру придётся затратить времени больше. То есть всё зависит от конфигурации конкретного автомобиля».
Андрей рекомендовал после смены колёс сделать развал – схождение, то есть перепроверить автомобиль на правильные углы.
«Они сильно влияют на поведение машины на снежных дорогах. Летом зацеп лучше, зимой – хуже, поэтому авто может преподнести неприятный сюрприз», – уточнил мастер.
Калькулятор вопроса
Как отметил Андрей Хасанов, в нынешнем сезоне ценник на подготовку автомобиля к холодной дороге вырос примерно на 20–30 процентов. «Надо, чтобы люди были к этому готовы и не удивлялись. Причина повышения оплаты услуг в том, что возросла стоимость сопутствующих и расходных товаров. К примеру, цена клеевого свинцового или стального грузика (60 граммов), на котором балансируется колесо, с 10–12 рублей подскочила до 26. И речь идёт об оптовой продаже, розничная – и того дороже», – констатирует эксперт.
Между тем во многих местных автомастерских действуют преференции для постоянных клиентов. Дисконт у всех разный. Но, как говорится, человек всякой скидке рад.
«Сейчас, как правило, СТО работают только по предварительной записи. Делается это не только для того, чтобы избежать длинных очередей. Когда у каждого своё время, это позволяет избежать путаницы с колёсами и толкотни», – объяснил собеседник.
Также Андрей уточнил, к выбору сервиса нужно подходить вдумчиво: «Например, бывает, что неопытные мастера закручивают гайки пневмоинструментами на максимальном уровне давления и сворачивают резьбу. В связи с этим в дальнейшем возникают сложности в процессе откручивания колёс. О том, что гайки сорваны, сразу сообщается клиенту, ведь цена и время выполнения работы возрастают. Словом, подобного рода работы рекомендую доверять только проверенным мастерам, тогда всё пройдёт гладко: без лишних затрат денег, времени и нервов.
О погоде
По предварительному прогнозу Кемеровского гидрометцентра, температура и осадки грядущего месяца предполагаются в пределах климатических норм.
Водитель, помни!
Исправное техническое состояние и своевременная подготовка автомобиля к эксплуатации в зимний период – важный фактор обеспечения безопасности.
Важно
Апгрейд машины к холодам следует доверить профессионалам. Комплексная подготовка к зимнему периоду в условиях автосервиса может спасти жизни и станет гарантом эксплуатации транспортного средства даже в лютые морозы.