Разбитая мечта и новые маршруты
Официально мотосезон в Кузбассе ещё не стартовал, до него как минимум целый месяц. Однако на дорогах уже встречаются водители на «рычащих скакунах» разных «пород» и тюнинга. Накануне в редакции газеты «Кузбасс» побывал мотопутешественник Егор Носенко. За его плечами – километры дорог, и, казалось бы, никаких сюрпризов уже и быть не может, ан нет. В прошлом году кемеровчанин досрочно закрыл мотосезон из-за разбитой мечты.
Техническая азбука
Каждую весну в первой половине мая в регионе громко и зрелищно проходит открытие очередного мотосезона. По традиции владельцы двухколёсного транспорта едут единой колонной по городским улицам, а потом всей гурьбой устраивают вечеринку, уже бесколёсную. Цель таких мероприятий – не шоу, а своеобразный знак идентификации на дорогах. Сверхзадача – сказать автолюбителям, чтобы те были внимательны и уважительны, ведь любое падение на мотоцикле или с него сопряжено с серьёзными травмами.
«Ответственный мотоциклист начинает готовиться к предстоящему сезону ещё с осени, – подчеркнул Егор Носенко. – Чтобы вновь отправиться в путь, мотоциклу необходимо хорошо перезимовать. Сначала его нужно выставить на центральную подножку (колёса не должны касаться земли). Затем наполнить бак бензином и снять аккумулятор. Можно побрызгать силиконом резиночки, чтобы за зиму не пересохли. Важно, чтобы транспорт зимовал в сухом месте. Весной алгоритму следуем в обратном порядке. Так, сперва ставим аккумулятор, проверяем, не делся ли никуда бензин, накачиваем колёса и осуществляем активный запуск. Если никаких сложностей нет, следующий шаг – замена масла».
Как правило, базовые мероприятия опытные водители делают самостоятельно, но если техника капризная и требует каких-либо дополнительных операций, то лучше сразу отдать её в сервисный центр. Кроме того, весной обязательно надлежит проверить тормозную жидкость. Вот как раз данное мероприятие, которое проводится раз в два года, рекомендуется доверить спецам, разбирающимся в этом вопросе. Также надобно проверить резину и подготовить документы (наличие техосмотра и страховки).
Увлечение с юных лет
Мотоциклами Егор Носенко начал интересоваться с юных лет. Первым двухколёсным транспортом стал японский мопед, потом – «Иж Планета-5». Причём родные Егора были уверены, что это увлечение у него ненадолго. Сейчас парню 33, а он по-прежнему в седле.
«Первый «дальняк» для себя открыл в 2014 году. Тогда у меня уже появился чоппер Honda VTX. Данный класс мотоциклов нравился больше всего. На спортивные мото глаз в ту пору не лежал. Скорость особо не прикалывала, да и сейчас адреналиновые маньячества не про меня. Потарахтеть на дорогах – вот это моё», – рассказал собеседник.
Так вот, стартовое путешествие в одиночку было по такому маршруту: Кемерово – Екатеринбург. Поехал Егор к товарищу в гости, а по пути сдал два норматива: ЖЖ (железное «седло») – 1 600 километров (до Тюмени) и «Сибирский самогон» – 1 500 километров за сутки.
«Как правило, все «дальняки» – это поездки выходного дня», – уточнил мотоциклист.
В 2017-м в календаре мотопутешественника была поездка на Байконур. Маршрут был закольцованным, зашёл через Тюмень. Доехал и до Алма-Аты, затем наверх до Караганды – привёз порядка семи тысяч километров. А в 2018 году в Ямбурге его даже посвятили в мотополярники.
«Меня часто спрашивают: «Не тяжело ли тебе в дороге?» Отвечая на этот вопрос, привожу пример с парнем, который решил проехать через всю страну на самокате. И он сделал бы это, если бы не отравился, доехав до Сибири. Вот ему было тяжело в пути. Кстати говоря, парень всё-таки намерен осуществить задуманное. И сделать это в ближайшем будущем», – объяснил мотоциклист.
Полёт на 70 метров
В прошлом году Егор Носенко досрочно закрыл мотосезон: попал в ДТП. Получил тяжёлый перелом руки: шесть саморезов, три спицы. Четыре месяца восстанавливался. К слову, Егор – сварщик, и потребовалось время, чтобы привыкнуть к новым вводным: запястью уже не вернуть прежнюю подвижность.
«Сезон 2023-го был худшим в моей жизни. Я попал в аварию, первую и, надеюсь, единственную. Считается, что все мотоциклисты делятся на два типа: на тех, которые падали, и тех, которым ещё только предстоит упасть. Ну вот мне упасть только ещё предстояло. Ничего не предвещало беды. Это была обычная поездка. Покатили с товарищем на мотофестиваль. В ста километрах от Красноярска случилась беда. Шёл ремонт дороги, я совершил ошибку: заехал на бровку – стык нового и старого асфальта. Зад мотоцикла начало кидать из стороны в сторону. Мотоцикл меня сбросил. Поначалу, конечно, старался его поймать, но попытки не увенчались успехом. Общий полёт меня с мотоциклом составил около 70 метров. Вещи я собирал в радиусе пятидесяти. Отделался легко. Экипировка отработала «скользячку», а вот мотоцикл уже не представлялось возможным починить. От него не осталось ничего. Ну а я жду осени, чтобы убрать железо из руки», – поделился пережитым Егор.
По его словам, в этот период было тяжело не столько физически, сколько морально.
«Я разбил свою мечту. За год до аварии купил Honda Gold Wing – эталон в мотомире: музыка, комфорт. Я за ним гнался очень долго, потом несколько месяцев ждал, когда его доставят в Кемерово. В 2022 году благополучно смотался на новом мотоцикле в Мурманск, побывал в Питере. В целом и 2023-й был насыщен событиями, но увы», – добавил мотопутешественник.
Жену Ирину Егор в мотопутешествия не берёт. Рисковать здоровьем любимой не хочет. Кстати, в позапрошлом году супруги Носенко стали родителями прекрасной Анечки.
«К моему увлечению супруга относится спокойно, недопонимания нет. По городу часто колесим тандемно. После моей аварии у неё оказалось два ребёнка: однорукий – это я, который ничего не мог, и малышка в коляске. Видимо, нам надо было пройти это испытание. После ДТП по-другому смотришь на общечеловеческие ценности и ещё больше дорожишь тем, что имеешь. Сто раз надо подумать, стоит ли идти на тот или иной манёвр. На дорогах следует быть максимально осмотрительным. Также важно помнить: участники движения попадаются разные», – сказал глава семейства.
Егор уже приобрёл новый спортивно-туристический мотоцикл BMW R1200RT. Есть и примерный план путешествия.
«Наверное, поеду в сторону Востока. Дальше Красноярска не выезжал в той стороне. Был южнее: Абакан, Саяны, Тыва, Кызыл, ну а впрочем, не стану загадывать. Примерно сорок процентов трат в поездке – это траты на бензин. И от этого никуда не деться», – констатирует визави.
Место силы
Любимым местом Егора стал Горный Алтай.
«Туда бы я возвращался каждый сезон. Прокатиться по Чуйскому тракту – одно удовольствие. На сегодняшний день эта дорога для меня красивейшая. Она меня прямо притягивает как магнитом. Едешь спокойно и наслаждаешься природой», – объяснил гость рубрики.
А вообще, Егор хочет побывать везде, где ещё не удавалось побывать. Путешествует на дальние расстояния в основном в одиночку – так проще, комфортнее.
«Если и ехать вдвоём, то нужно выбирать человека с такой же манерой езды, крейсерской скоростью. Стараюсь ездить только с проверенными людьми», – обращает внимание кемеровчанин.
Самые частые нарушения ПДД
По информации ГИБДД Кузбасса, в 2023 году с участием мототранспорта произошло 199 ДТП, в результате которых 21 человек погиб, 216 получили травмы.
Одна из самых распространённых причин ДТП с участием водителей мототранспорта – превышение скоростного режима. Высокая скорость не позволяет при возникновении опасности предпринять попытки избежать аварии как водителям мототранспорта, так и другим участникам дорожного движения.
Также среди наиболее частых нарушений водителями мототехники – нарушения очередности проезда, правил маневрирования и перестроения. Достаточно распространённое среди водителей мотоциклов нарушение – отсутствие права управления транспортом этой категории и, как следствие, отсутствие необходимых навыков вождения. Кроме того, существенно влияет на тяжесть получаемых травм неиспользование водителями и пассажирами мотошлемов.
Контроль соблюдения мотоциклистами правил представители Госавтоинспекции осуществляют как на патрульных автомобилях, так и на специальных мотоциклах, которые имеются в распоряжении сотрудников ГИБДД Кемерова, Новокузнецка и в Отдельном специализированном батальоне ДПС областного управления ГИБДД. Также контроль осуществляется стационарными приборами фиксации нарушений и переносными техническими средствами, которые на летний период приближаются к возможным маршрутам движения мотоциклистов. Ежедневно приборы фиксируют десятки таких нарушений.
Госавтоинспекция Кузбасса напоминает водителям мототехники об ответственном отношении к соблюдению правил дорожного движения. Выезжая на дорогу, необходимо выполнять все требования правил: соблюдать скоростной режим, использовать мотошлем, не подвергать свою жизнь опасности, совершая опасные манёвры, садиться за руль мотоцикла или мопеда можно только имея водительское удостоверение соответствующей категории.
Цифра
По данным ГИБДД Кузбасса, в регионе зарегистрировано 73 959 единиц мототранспорта.