Душевно и камерно. «Далёкие близкие»: рецензия на фильм
После череды откровенно плохих фильмов и крупных провалов нам хотелось найти что-то, что вернуло бы нам любовь к прекрасному. И тут как по заказу на экраны выходят «Далёкие близкие». Фильм за авторством Ивана Соснина, молодого режиссёра, почти все работы которого имеют рейтинг от 7 баллов и выше. Дополнительный интерес подстегнул исполнитель главной роли – ныне покойный актёр Евгений Сытый. Тут в нас взыграл не только интерес увидеть хорошую актёрскую игру, но и желание почтить память талантливого земляка. Поэтому мы шли на сеанс «Далёких близких» с лёгким оптимизмом и надеждой на лучшее. И… наши надежды полностью оправдались. Как именно? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
История фильма стартует в Хабаровске, где престарелый географ Борис (Евгений Сытый) живёт тихой небогатой жизнью учителя провинциальной школы. Отношения у Бориса не задались ни с учениками, ни с коллегами, ни с родным сыном Мишей (Филипп Авдеев). В чём причина? Педантичный, но вместе с тем конфликтный и немного вздорный характер Бориса. Он пытается всё держать в своих рамках и высказывает недовольство при любом отклонении от планов. Даже когда сын решает подарить ему телефон, Борис лишь недовольно ворчит «лучше бы что-нибудь полезное отдал». Само собой, находиться рядом с таким человеком не очень приятно, и ворчун страдает от одиночества и проблем, которые сам себе и устроил.
Но всё меняется, когда Борис решает использовать подарок сына. В соцсетях он находит страничку Надежды (Елена Яковлева). Он случайно добавляет даму в друзья, а потом начинает с ней переписку. В ходе общения выясняется, что она разделяет его любовь к садоводству, кулинарии и другим увлечениям. Казалось бы, прекрасное знакомство и возможность встретить родственную душу. Однако есть один маленький нюанс протяжённостью 8000 километров. Надежда живёт в подмосковных Люберцах, а Борис в Хабаровске, что затрудняет встречу. Тут Миша очень удачно собирается перегнать в Москву трейлер, и Борис просит взять его с собой. И теперь отец с сыном отправляются в путешествие, во время которого им предстоит узнать и решить причины всех своих разногласий.
В «Далёких близких» хорошо работает классическая затравка для роуд-муви. Есть конфликт между двумя людьми (в нашем случае, между отцом и сыном), и в ходе путешествия они раскрываются как персонажи, выясняют причины переживаний и меняются. Подобные сюжетные ходы мы наблюдали и в зарубежных фильмах («Зелёная книга» и «Маленькая Мисс Счастье») и в отечественных («О чём говорят мужчины», «Как Витька Чеснок вез Лёху Штыря в дом инвалидов»).
Один из главных плюсов фильма – хорошо проработанные и раскрытые персонажи. Их конфликт выглядит вполне естественно и жизненно. При этом он понятен и не вызывает отторжения. Это не противостояние хорошего и плохого, а непонимание двух живых людей, поэтому сопереживать хочется каждому персонажу. И раскрывается конфликт достаточно живо и последовательно. Претензии персонажей друг к другу и их сближение не выглядят притянутыми за уши.
Из небольших претензий к фильму – однообразность пейзажей. У кинополотна была хорошая возможность показать необъятность и неоднородность российской действительности. Однако фильм не даёт ни ощущения расстояния, ни заметной смены обстановки. Фильм снимали в четырёх разных областях, а складывается ощущение, что съёмочная группа просто один раз выехала за город. Но это нельзя отнести к откровенным провалам. Тут скорее просто не оправдались наши ожидания.
При этом основные сюжетные линии про отца с сыном и путешествие ради возлюбленной работают и не вызывают никаких нареканий. Поэтому история фильма получает твёрдый и уверенный плюс и наши заметки на полях.
Картинка и звук
В визуальном плане фильм достаточно хорош. Операторская работа, монтаж, работа с цветом и освещением – всё на должном уровне. Картинка в фильме хорошо передаёт тон истории и способствует хорошей передаче настроения сцен. Поэтому в визуальном плане фильм официально удался и получает от нас плюс.
Саундтрек фильма тоже хорош. Композиций в фильме не так много, но все они подобраны хорошо и звучат очень удачно. Поэтому за звуковое сопровождение фильм также получает плюс.
Персонажи и актёры
Главной звездой фильма однозначно является Евгений Сытый. Не исключено, что в нас говорит ностальгия и локальный патриотизм. Но объективно – он отлично справляется с ролью. Причём он работает именно как актёр кино, а не театра. Он не кричит так, чтобы услышали на галёрке и не корчит лицо, как актёр немого кино. Чтобы передать нужную эмоцию, ему достаточно просто существовать на экране. В каждой сцене он смотрится естественно и живо.
Коллеги по цеху не отстают. Филипп Авдеев, знакомый нам по фильму «Кислота», поначалу смотрится немного блекло. Однако со временем возможностей для актёрской игры становится больше, и он отлично проявляет себя. Екатерина Агеева и Елена Яковлева в фильме присутствуют не так долго, но им хватает времени, чтобы оставить о себе хорошее впечатление.
В целом у фильма отличный каст, начиная актёрами главных ролей, заканчивая эпизодическим. Поэтому за актёрский состав фильм также получает плюс.
Итог
«Далёкие близкие» получился спокойным, ламповым и душевным фильмом. Он не вызовет громкий восторг, но оставит после себя приятное послевкусие и чувство внутренней теплоты. Поэтому мы рекомендуем и просмотр фильма, и поход на него в кино. На наш взгляд, подобные работы достойны не только зрительского внимания, но и одобрения рублём. Тогда шансы на то, что в будущем мы увидим не менее достойные фильмы, станут немного выше.