«Выживший» в СССР. «Одна»: рецензия на фильм
Признаться, у нас были некоторые сомнения, когда мы шли в кинотеатр на фильм «Одна». С одной стороны, фильмы-катастрофы часто удаются отечественным киноделам. С другой — они чаще удаются по вымышленным, а не реальным событиям. Добротные фильмы вроде «Огонь» и «Экипаж» имеют мало общего с реальностью, а вот недоразумения вроде фильма «Чернобыль» 2021 года имеют в основе реальные события. Оправдались ли наши опасения при просмотре фильма «Одна»? Частично, да. Но это не отменяет достоинств фильма. Каких? Расскажет КиноКузбасс.
Сюжет
История фильма начинается с аэропорта, где супружеская пара возвращается из свадебного путешествия. Молодые Лариса и Володя счастливы, полны надежд и планов на будущее. Но, как и обещал трейлер, спустя несколько минут после взлёта всё идёт не так. В небе происходит столкновение гражданского рейса с военным самолётом. Пассажирский борт начинает падать и разваливаться прямо в воздухе. Спустя несколько часов Лариса приходит в себя среди обломков самолёта.
Дело осложняется тем, что никто не ищет выживших, а факт столкновения тщательно замалчивается. На место пребывает КГБист Князев с ответственным заданием – найти виновного в катастрофе и параллельно собрать и увезти обломки военного бомбардировщика. Военные и добровольцы начинают прочёсывать лес на предмет обломков, но выживших никто искать не планирует. Никто не ждёт, что кто-то способен пережить падение с высоты в пять километров. И теперь Лариса вынуждена сама искать путь к спасению.
Сюжет не только довольно грамотно прописан, но и очень умело подан. Катастрофа происходит уже на пятой минуте фильма, и нам не нужно ждать вечность, когда произойдёт основная завязка фильма. Конечно, возникает вопрос, кому мы должны сопереживать. Но создатели очень умело создают переходы между событиями до и после катастрофы. В первые пять минут фильма нам обозначают связь между героиней и её мужем, а потом, по ходу хронометража, раскрывают её.
Стоит отметить, любовная линия в фильме, на наш взгляд, смотрится очень лаконично. Нет ощущения приторности и розовых соплей, всё подаётся достаточно жизненно и органично.
Создатели умело обращаются не только с любовной линией, но и с остальными драматическими составляющими. Через мелочи нам напоминают о других пассажирах самолёта, которым не повезло выжить. Создатели делают это через личные вещи, которые героиня находит по ходу своего пути. На наш взгляд – очень хороший ход. Киноделы не грубо пихают напоминалки в кадр, а лаконично и аккуратно раскрывают трагичность произошедшего.
Ещё творцы довольно хорошо используют флешбеки, отматывая повествование назад во времени. С их помощью нам не только лучше раскрывают персонажей, но и достаточно хорошо объясняют навыки главной героини.
Тем не менее, это не значит, что фильм обошёлся без проблем. Местами происходят эпизоды откровенной фантастики. Вроде морозоустойчивости главной героини, гонок гражданских через военный пост и побега от тигра. Но подобных недостатков мало, и внимание на них не концентрируется.
В целом у фильма «Одна» местами фантастический, но достаточно внятный и понятный сюжет.
Связь с реальной историей
Некоторые могут выдвинуть фильму претензии в адрес того, что фильм критикует советскую систему. Но, на наш взгляд, к данной киноленте упрёки неуместны. Трагедия в самом деле замалчивалась, причём достаточно усиленно. Кроме того, реальную Ларису Савицкую, как и других пассажиров, действительно никто не рассчитывал найти живой. Между прочим, создатели даже облагородили действия военных: на самом деле Савицкую нашли в ходе стандартных поисков, а не целенаправленного вылета.
Кроме того, создатели очень сильно преуменьшили травмы, которые получила главная героиня. Насколько сильно Савицкой досталось на самом деле? Мы лаконично промолчим, информация не для слабонервных. Достаточно отметить, что она не могла уйти далеко от обломков самолёта и, вместо показанной в фильме истории, была вынуждена оставаться на месте и ждать спасения. Отметим, мы не против истории, показанной в фильме. Сути происходящего данная деталь не меняет. Здесь история о том, как человек готов бороться за жизнь и хватается за любую выпавшую возможность. Хотя и есть моменты, когда фильм уступает реальной истории. Например, чтобы спастись от ночного холода, Савицкая была вынуждена срывать чехлы с пассажирских кресел, чтобы укрываться ими. В фильме же героиня морозоустойчива как антифриз. Для того чтобы начать замерзать, ей придётся чуть не утонуть в реке, а всё остальное время она вполне нормально себя чувствует.
Ещё один небольшой вопрос к реализму фильма – сцены с тигром. В кино есть два эпизода, когда героиня встречает полосатую верхушку животной пищевой цепи. В первый раз ей вполне правдоподобно удаётся спастись за счёт случайного совпадения. А вот во второй раз она убегает… с пробитой ногой… от хищника, который в среднем бегает со скоростью 50-60 километров в час. А потом спасается, упав в овраг… в который и тигр мог бы спокойно спрыгнуть… На наш взгляд, данная сцена выглядит ну слишком уж фантастично.
Несмотря на озвученные недостатки, в целом к связи сценария фильма с реальной историей у нас нет претензий. Конечно, ряд событий изменён, а некоторые моменты остались за кадром. Но мы не против, потому что общий контекст истории остаётся прежним.
Картинка и звук
Визуальная часть фильма отлично проработана. Крушение самолёта показано очень живо и напряжённо, тут создатели не пожалели ни денег, ни сил. Также в фильме очень хорошо воспроизведена атмосфера 80-х годов СССР. Костюмы, интерьеры, мелочи и предметы быта – всё на высшем уровне. Также очень хорошо подобраны планы и монтаж, они особенно хорошо передают напряжение определённых сцен.
Звуковая часть фильма также очень хорошо подобрана. С одной стороны, у нас были некоторые сомнения насчёт уместности пары композиций, они звучат довольно современно и могут выглядеть чуждо в фильме про 80-е. Но с другой стороны, они хорошо передают настроение показанных сцен, поэтому — допустимый ход.
Актёры и персонажи
Один из главных успехов фильма, на наш взгляд, — кастинг. Надежда Калеганова и Максим Иванов отлично справились с заданными ролями. При взгляде на них верится в химию между персонажами. Единственная наша претензия — это небольшое внешнее несоответствие. Калеганова при всём старании не тянет на студентку 19-20 лет. Тем не менее, ей отлично удаётся передать характер героини: и в моменты счастья, и в моменты боли.
Актёры второго плана также хорошо дополняют картину. Виктор Добронравов берёт больше фактурой, чем перевоплощением, но смотрится достаточно аутентично. Кроме того, его персонаж меняется по ходу повествования, и актёру удаётся хорошо показать разницу. Хорошо добавляют жизни и другие актёры: Ян Цапник, Леонид Громов, Анна Дубровская, Мария Сокова и все остальные хорошо справляются с ролями. Поэтому каст фильма также получает от нас плюс.
Итог
«Одна» получился достаточно мрачным и интересным фильмом-катастрофой. Создатели сильно отошли от реальной истории, но это один из тех случаев, когда подобный ход понятен и выигрышен. События и история фильма не вызывают крышесносного восторга, но за происходящим интересно наблюдать, а финальные кадры с реальной героиней очень трогают. По итогу мы рекомендуем фильм к просмотру