Выбрать свою траекторию
Ранняя профориентация – запрос современного общества. Познакомить детей с разными профессиями – одна из ключевых задач педагогов. К примеру, в кемеровском детском саду № 14 разработали и внедрили в образовательный процесс программу, призванную показать дошколятам большой мир труда и занятости.
Дефицитные кадры
Программа уже прошла стадию апробации, поэтому коллектив уверенно тиражирует свой успешный опыт.
«В 2019 году наше учреждение стало инновационной площадкой по организации профориентационной работы и проектной деятельности, – рассказала Ирина Денисенко, заведующая МАДОУ № 14 «Центр развития ребёнка – детский сад». – Перед тем как начать реализацию проекта, мы промониторировали рынок труда и вычленили дефицитные специальности, которые и легли в его основу. Это инжиниринг, сити-фермерство, кулинарный менеджмент и геология».
Пандемия коронавируса пока не позволяет выйти проекту за порог учреждения, но педагоги интегрируют в занятия видеопрезентации, на которых профи рассказывают о своём ремесле и показывают, как это действует на практике. Кстати, порой спикерами выступают сами родители – они всегда рады поделиться опытом с подрастающим поколением. А чтобы материал усваивался лучше и быстрее, педагоги придумали игры (виртуальные и реальные), позаботились о материально-технической базе и сами вникли в суть многих прикладных вещей.
Так, ребятишки с удивлением узнают, что фермерством можно заниматься даже в городе: выращивать зелень, фрукты или овощи. Для этого не нужны большие земельные площади и оснащённые помещения. Сити-фермерство по праву считается будущим АПК для всего мира. Кстати, именно это направление эксперты называют одним из самых перспективных в условиях развития кузбасского агропромышленного комплекса.
«Для реализации вышеназванного направления используем гидропонику – выращивание растений без использования земли, «работает» в данном случае вода, обогащённая минералами. У нас есть несколько гроубоксов со смонтированной автоматизированной системой питания», – подчеркнула Ирина Викторовна.
Ребята уже вырастили безземельным способом рассаду разных салатных культур. А ведь с помощью гидропоники можно получать экологически чистый продукт круглый год.
Кроме того, детей знакомят и с другой востребованной на рынке труда профессией – инженер-конструктор. (К слову говоря, в период пандемии именно строительная сфера стала драйвером развития экономики Кузбасса.) Ребята теперь имеют представление, чем занимаются люди этой профессии, какими инструментами пользуются в работе. Отдельный разговор посвящён качествам земляков, выбирающих данную сферу. А вообще, педагоги детсада развивают интерес к конструированию как виду деятельности. Так, старательные воспитанники уже могут создать авторский макет отдельного микрорайона. Также на занятиях дети играют в сюжетно-ролевые затеи.
Другая важная в строительной отрасли профессия – геодезист. Этот специалист ведёт объект на протяжении всех этапов. Девчонки и мальчишки получают сведения, что такое топографическая карта, создают план территории. Некоторые ребята совместно с родителями дома чертят планы микрорайонов, в которых они живут.
Кроме того, в рамках программы по ранней профориентации ребята посвящаются и в тонкости дела инженера-конструктора. Они пробуют себя и создают проекты: например, Слава нарисовал проект высотного здания, Назар решил представить, какие военные машины появятся завтра, а Юра презентовал рисунок будущего детского дома, где у малышей, оставшихся без пап и мам, будет всё самое лучшее! С помощью 3D-ручки ребята мастерят объёмные макеты улиц города.
Следующая профессия – геолог. Воспитанники изучают свойства разных полезных ископаемых, узнают о том, как их добывают.
На одном из таких профильных занятий дошкольники услышали, как и где добывают соль, что она бывает разных видов, совершили виртуальное путешествие по соляным месторождениям. Провели и опыты с солью: «Солёные фокусы», «Плавающее яйцо», «Выращивание кристаллов», «Окрашивание соли» – в ходе исследований дети получили знания об особенностях соли, её свойствах и качествах.
Другое направление программы отведено… пицце, одному из самых известных и любимых блюд. Пиццмейкер – так называют мастера по приготовлению «универсального» кушанья. Как утверждают разработчики профориентационного проекта, профессия востребована на современном рынке труда, в том числе и на кузбасском. Дошколята не только участвуют в сюжетно-ролевой игре «Пиццерия», во время которой закрепляются знания о деятельности пиццмейкера, но и учатся готовить итальянское яство.
Всех нюансов проекта не перечесть, но главное, что он имеет образовательный резерв, значит, будет и продолжение.
«Мы ждём, когда ситуация с коронавирусом стабилизируется, – сказала Ирина Викторовна. – Тогда у нас появится больше возможностей для реализации проекта. Добавлю, что наш воспитатель Екатерина Большакова выиграла муниципальный конкурс «Воспитатель года-2021» именно с проектом профориентационной направленности».
Кстати, до пандемии свои знания воспитанники 14-го садика успели продемонстрировать в дошкольной версии чемпионата WorldSkills, который состоялся в 2019-м в Кемерове. 60 ребят со всей области получили задания по семи профессиям. Они попробовали себя в роли парикмахеров, кондитеров, спасателей, медиков и даже работников отеля.
Задания на результат
Как известно, сегодня быстро меняются технологии, требования. Старые профессии становятся невостребованными, появляются новые ветви деятельности. Задача организаторов общероссийского проекта по ранней профориентации школьников 6-11 классов «Билет в будущее», который реализуется и в Кузбассе, – помочь молодёжи раскрыть свои таланты.
Напомним: в 2019 году в Ленинске-Кузнецком в рамках проекта прошёл масштабный фестиваль профессий, в котором приняли участие более шести тысяч учеников. Главной особенностью мероприятия стало знакомство детей с миром современных профессий на практике. Юные кузбассовцы максимально погрузились в процесс: здесь можно было всё потрогать руками, попробовать себя в инновациях, проектировать, управлять дронами, написать компьютерные программы… Только несколько сотен школьников Кузбасса заинтересовались тогда медициной. Ребятам предложили роль зубного техника, учёного-биоритмолога и драг-дизайнера (дизайн лекарственных средств).
Подросткам показали, как диагностировать дыхательные шумы, и процесс хирургической обработки раны. Были и практические задания по изготовлению зубных протезов (из пластилина), молодёжь училась анализировать свои биоритмы, попробовала создать лекарственный препарат.
Сам проект нацелен на то, чтобы дети получили возможность не просто узнать или увидеть профессию, а именно примерить тот или иной «костюмчик», понять, по плечам ли он. Как показывает жизнь, многие люди, выбрав какое-либо дело, рано разочаровываются, сожалеют о неверно принятом решении. Поэтому разработки, которые позволят участникам познакомиться с разными профессиями, больше узнать о них и «потрогать руками», дают им возможность, по мнению инициаторов, принять наиболее точное решение.
В рамках «Билета в будущее» дети получают доступ к ведущим образовательным организациям, детским технопаркам и центрам, а также предприятиям. Основной акцент делается на современных профессиях, которые будут востребованы на рынках не только настоящего, но и будущего.
Важно, что реализация проекта «Билет в будущее» проходит в такой форме, которая увлекает школьников, меняет их отношение к выбору и к учёбе. В нашем регионе профориентационной работе уделяется особое внимание.
На цифровой платформе BVBINFO.RU можно проверить знания разнообразного мира профессий путём интерактивного тестирования, получить информацию о самых востребованных компетенциях в современных реалиях, познакомиться с картой профессий и пройти онлайн-курсы. И другой момент: предлагается ребятам испытать свои навыки на практике. Кроме того, сейчас в наших школах в рамках проекта проводятся уроки профориентации.
Между тем кузбасские школьники также могут погрузиться в профессии и малоизвестные, но перспективные. Например, благодаря Кемеровскому НИИ сельского хозяйства дети поняли суть таких сфер, как размножение растений in-vitro и зоопсихология. Другой пример – беспилотные авиационные системы. Как подчеркнули в Министерстве образования Кузбасса, «Билет в будущее» помогает подросткам осознанно выбрать свою профессиональную траекторию.
Для справки. Проект «Билет в будущее» реализуется в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка» нацпроекта «Образование». Оператор – Фонд Гуманитарных Проектов. В 2021 году региональным оператором «Билета в будущее» в Кузбассе является Центр опережающей профессиональной подготовки на базе ГПОУ «Сибирский политехнический техникум».