Соцсети:
Актуальное

Коржик. Motolife

30 сентября 2021 | Алена Смирнова
Байкер готовится пережить зимний мототоксикоз.

Кемеровчанин Илья Ковтуненко – врач скорой помощи. В профессии он с 2002-го. Там, в реанимобиле, он спасает человеческие жизни, а дома позволяет себе расслабиться и идёт в гараж за своим байком. В мо­то­ту­сов­ке Илью Евгеньевича знают как Коржика – филантропа, спеца по драникам и большого любителя приключений. Перед закрытием мо­то­се­зо­на наш корреспондент побывал в гостях у эксцентричного байкера. Разговор был посвящён мотоциклам, дорогам, экстриму и, конечно же, романтике.

Живописный кадр из очередного мотопутешествия. Фото Julia Rox.

Без крошек

– Илья, откуда взялось такое прозвище кондитерское – Коржик?

– Это прозвище мне прилепили ещё в детстве ребята. Однажды нам очень захотелось коржиков, тех из 90-х – поджаренных с арахисом. Вот только денег на заветное лакомство не было. Но я решил во что бы то ни стало их добыть. И добыл, а точнее сказать, свистнул. Каюсь, поступил неправильно.

– Илья, почему именно мотоциклы? Как попали в мототусовку?

– Совершенно случайно. Помните, у нас в деревне Подъяково организовывали мо­то­фес­ти­валь «Полный газ»? И вот как-то меня отправили сопроводить мо­то­ко­лон­ну от Кемерова. Проводил да там и остался. Потусовался – понравилось. С тех пор пополнил ряды мо­то­со­об­щес­тва. Причём мотоцикл у меня появился не сразу. В 2007-м сдал на права и как-то подзабросил это дело. Но потом решил, что тянуть больше некуда, и в Новосибирске приобрёл своего зайца Yamaha TDM. Сразу вместе с единомышленниками отправился в первое мини-путешествие до Ташанты, автомобильного перехода, расположенного на российско-монгольской границе.

– Правда ли, что, вопреки ожиданиям, ездить в колонне опасно?

– В данном случае речь идёт о человеческом факторе. Есть определённые правила, следуя которым можно избежать серьёзных неприятностей на дороге. Однако некоторые ими пренебрегают. Осознанно или нет – это уже другой вопрос. Я активный пропагандист ПДД. Еду не торопясь, без лихачеств – с комфортной скоростью 120-130 км/ч. Нередко с мо­то­брать­ями устраиваем профилактические акции как раз на эту тему: приходим в детдома, в школы.

– Илья, вы клубный парень?

– Никогда не стремился ни в какой клуб. Позднее узнал о существовании мо­то­со­об­щес­тва Al-Kashi (АК или 111), костяк которого составляют мо­то­ту­рис­ты – разгильдяи и бездельники, которые ездят очень далеко. Мне эта идея понравилась. Здесь нет президента, иерархии, но попасть к ним достаточно проблематично. Участники движение разбросаны по всему миру. На сегодняшний день в кемеровской ячейке нас всего шесть человек: четыре в областном центре, один в Новосибе и ещё один товарищ живёт в Екатеринбурге. За пределами города много друзей, много контактов, поэтому не страшно поломаться или заблудиться – везде помогут, встретят, приютят.

– Как известно, для каждого байкера нашивка на жилете – не смеха ради, в каждой – смысл и пережитый опыт. Что-то не вижу здесь Iron Butt, которая выдаётся мотоциклистам, преодолевшим большие расстояния.

– Вот она (Илья показывает на трофей. – Прим. авт.). Один из нормативов сдал, когда в 2019-м отправился в Крым. До Свердловской области доехал за 23 часа, оставив позади 1700 километров. К новым рекордам не стремлюсь, если честно, это очень тяжело. Но есть настоящие фанаты, которые с каждым разом сдают нормативы всё круче и круче, например, за тридцать пять часов преодолевают три тысячи километров.

– Все мотопутешествия продуманные или бывают и стихийные?

– Готовиться к очередному дальняку начинаю с зимы. Должен быть уверен в том, что мотоцикл не подведёт. Продумываю маршрут. Но бывают и незапланированные отклонения от заданного курса. К примеру, как-то пришла весть, что подруга попала в серьёзное ДТП в Сочи – повёз гостинцы. Кстати, когда приехал, её уже выписали из реанимации. Тогда девушку поддержали многие из ребят: по дороге оставляли рисунки и подписи на майке, передавали презенты. Мо­то­брат­ство отличается своей сплочённостью. Если кому-то из наших нужна поддержка, в том числе и финансовая, все вопросы решаются в течение нескольких дней. Именно в этом суть, а не в том, чтоб компанией постоять на набережной или пива попить.

– Многие байкеров считают чуть ли не бандитами…

– Да ну. Мятежность, какое-то безрассудство присуще, пожалуй, только первосезонникам. Мы, старички, стараемся поддерживать порядок. Также следим за тем, чтобы парни не выдвигались без мо­то­эки­пи­ров­ки. Чтобы без опыта не брали суперлитровые байки, не нарушали ПДД. В силу своей сферы деятельности мне приходится с ними часто встречаться на работе. Признаюсь честно, очень неприятно, когда приезжаем на место ДПТ, а там твой знакомый без ручек, без ножек лежит. В городе уже все знают: если Коржик на дежурстве, нужно в обязательном порядке надевать всю необходимую амуницию. А лучше вообще не ездить никуда (смеётся. – Прим. авт.).

– Недавно видела длинную колонну в Кемерове. Что за событие отмечали?

– Тридцатилетие музея-заповедника «Красная горка». Осень. Сплин. Народ злится и грустит, хочется сделать хоть что-нибудь приятное, доброе и себе, и другим.

И медведи на дороге

– Самый дальнячный дальняк в копилке ваших личных достижений?

– Мы живём посередине России, поэтому нам пять тысяч километров до Владика и столько же в Крым вполне хватает. Мой финиш на востоке – Амурская область, на севере – полярный круг (Новый Уренгой), а на западе – Севастополь, южнее – Абхазия, Сочи, Адлер.

– Где по пути приходится останавливаться? Отели, палатки, друзья, подруги…

– Логистику маршрута прорабатываешь заранее, поэтому с этим проблем не возникает. На сегодняшний день существует много так называемых байк-постов, где всегда гарантируется радушный приём странников. Не обходится и без романтики – палатки, насыщенный календарь мо­то­со­бы­тий.

– Путешествия планируете на отпуск?

– Да. Как правило, беру месяц летом, оставшиеся две недели оставляю для Шерегеша (кстати, доску уже расчехлил, скоро поеду).

– Электрошокер, травмат – что-то берёте в дорогу для безопасности?

– Ничего такого у меня нет. Хотя наслышан, что некоторые прихватывают с собой даже огнестрельные стволы. У меня задача простая: от пункта А доехать в пункт Б, где меня уже ждут и встречают. Если какая-то беда или поломка, главное, чтоб связь над головой была… На следующий год с ребятами собираемся в Магадан. Решили, что не тянет на асфальт, а тянет на экзотику.

– Что в обязательном порядке берёте в дорогу?

– Расходные материалы, всякие детальки – жгутики, тросики, минимальный набор инструментов, провода разные, масло, адресную аптечку (лейкопластырь, обез­бол, активированный уголь и прочее), тер­мо­бельё, бахилы, две пары мо­то­пер­ча­ток, дождевик, балаклаву, воротничок, шарфик, шапку (она у меня на удачу). Конечно, если в мотоцикле много датчиков и электроники, то водитель, несомненно, прикурит в дороге. В дальние путешествия народ старается выезжать на простых мотоциклах, лёгких, которые можно починить по пути. Не в каждом городе есть хорошие станции тех­об­слу­жи­ва­ния, подходящие магазины и прочее. Поэтому сломанный мотоцикл придётся отправлять домой. И только на паровозе или на самолёте.

– А в «Мотодубаке» не доводилось участвовать?

– Нет. Я только смотрю в сторонке. Гонять зимой по морозу – это не для меня.

– Где будете проводить закрытие мотосезона-2021?

– 2 октября соберёмся в арт-пространстве «Редакция» – с вами по соседству.

Про это…

– Легче ли знакомиться с девушками, находясь за рулём мотоцикла? Слышали ли о таком стереотипе?

– Все люди разные, поэтому проигрываются истории тоже по-разному. Случаются и знакомства, даже семьи создаются, и распадаются здесь же. Известны и примеры мото-санты-барбары. Мо­то­ту­сов­ка хороша тем, что она объединяет людей разных возрастов и профессий: есть у нас и доктора наук, и строители, и шахтёры, и коммерсанты… Два колеса – это, прежде всего, отдушина, а не способ закадрить девушку. Если бы у меня не было мо­то­дви­жа и сноуборда, то вся моя жизнь сводилась бы к незамысловатому серому алгоритму: сутки-двое и домой. Работа медиков тяжёлая, народ не идёт валом, все сейчас стараются найти что-то полегче, зарабатывать деньги с помощью компьютеров в тёплых кабинетах. А я шёл в профессию не за деньгами (в 2002-м начинал работать санитаром за 600 рублей в месяц), а потому что нравилось. Кстати, четыре месяца отработал в столице нашей Родины – просто захотелось поездить с мигалкой по Красной площади.

– Сердце ваше свободно, но наследник есть. Приобщаете сына к мо­то­дви­же­нию?

– Скоро сыну 15 лет. Он мальчик спокойный, мечтает стать стоматологом. Не сказать, чтоб приобщаю, но выбираемся порой на совместные мо­то­по­ка­туш­ки.

– Нервничаете сильнее, когда пассажира везёте?

– Когда везёшь пассажира, нужно быть внимательным вдвойне. Это же ответственность. Пассажир должен быть в экипировке. Часто девчонки просят прокатить, но получают отказ: нет экипировки – нет покатушек.

– Куда довелось выбраться в нынешнем сезоне?

– Нынче времени было немного – всего 17 дней, но успел катнуть вместе с друзьями по следующему маршруту: Кемерово – Омск – Тобольск – Сургут – Губкинский и Новый Уренгой. Мы доехали до знаменитой стелы, символа «столицы газовщиков». Этот город примечателен ещё и своей непосредственной близостью к тундре. Когда возвращались обратно, дорогу нам перегородили два молодых медведя. Их прикармливают местные жители. Остановились, смотрим, они консервы жадно поедают. Немного постояли и решили, что будем сигналить, чтобы косолапые уступили дорогу. Тогда мы поняли, что в этих местах ломаться вообще нельзя (смеётся, вообще Илья – парень обаятельный, о таких собеседниках журналистам можно только мечтать. – Прим. авт.). С каждого дальняка приезжаешь другим человеком, поэтому надо больше кататься.

– Путь домой менее событийный?

– Отчего же? Например, на сей раз мы ехали через Нижневартовск. Там нас посвятили в мо­то­неф­тя­ни­ки. Увезли на какую-то скважину озера Самотлор, намазали нам лбы нефтью, вручили значки. Потом мы двое суток шли на пароме. Там нас посвятили в ак­ва­мо­то­по­ляр­ни­ки. Это вдохновило нас придумать и «фишку» для своего региона – чем мы хуже? И с Игорем Шемчуком решили на Красной горке гостей из разных уголков страны принимать в мо­то­уголь­щи­ки. И вот как раз первое такое посвящение состоялось в рамках празднования юбилея музея-заповедника. Сотрудники идею поддержали, даже согласились выдавать по куску угля. Теперь нам осталось придумать нашивки и дипломы. Думаю, такой ритуал привлечёт большее количество мо­то­ту­рис­тов в наш регион.

– Что пожелаете ребятам, которые думают пойти сдавать на категорию «А»?

– Как говорит мой друг Юрка Пуля Левичев, можно мотоцикл хотеть всю жизнь, а можно взять и купить его. Поэтому думать не надо, надо идти и делать. Желаю всем ребятам крепко вляпаться, оттуда просто так уже не выйдешь. Соблюдать, конечно же, Правила дорожного движения, надевать экипировку, кататься и общаться!

 

 

 

Фотографии из личного архива Ильи Ковтуненко.

Другие статьи на эту тему

Волшебная история кузбасского Гарри Поттера

Август нынешнего года станет для семьи Поттеров знаковым, ведь их первенцу Гарри 25 августа исполнится годик. Малыш растёт добрым и любознательным. Думается, что праздника он ждёт не меньше, чем его мама с папой.

Разбитая мечта и новые маршруты

Официально мотосезон в Кузбассе ещё не стартовал, до него как минимум целый месяц. Однако на дорогах уже встречаются водители на «рычащих скакунах» разных «пород» и тюнинга. Накануне в редакции газеты «Кузбасс» побывал мотопутешественник Егор Носенко. За его плечами – километры дорог, и, казалось бы, никаких сюрпризов уже и быть не может, ан нет. В прошлом году кемеровчанин досрочно закрыл мотосезон из-за разбитой мечты.

Механизм преодоления бедности: за три года действия программы социального контракта более 2 тысяч кемеровчан получили поддержку государства

Многие кемеровчане благодаря федеральной финансовой помощи не просто справились с трудной жизненной ситуацией, а вышли…

Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс