Соцсети:
Актуальное

Время забыть про деньги

17 июня 2010 | Газета «Кузбасс»
Мне, наверное, повезло. Всего пару раз меня лишали чего-то материально ценного. Один раз украли деньги, другой – мобильник. По нашим временам это даже как-то скучно. Не «попадала» я с вкладами в прогоревших банках, не «дарила» деньги «МММ», «Селенгам» и другим пирамидам, даже мобильные мошенники недавно сунулись ко мне зря. Потому, и мне твердят об этом уже год вкладчики проблемных кузбасских кооперативов, не пойму я их, наверное, никогда. Но что им, собственно, от моего или чьего-либо понимания?! Мы же им деньги не вернем.
Но, как выясняется, и законных шансов получить свое у людей почти не остается. По крайней мере, их гораздо меньше, чем у меня когда-то при обращении в милицию после кражи. История с кооперативом «Гурьянин», которая на этой неделе выходит на кульминационную прямую в плане возврата денег пайщикам, тому подтверждение.
Дело «Гурьянина» вообще-то прецедентов в Кузбассе не имеет. Это сейчас есть новые банкротства кооперативов или претенденты на несостоятельность. Но «Гурьянин» был первым. Остается он и самым крупным кооперативом по количеству людей, чьи интересы были задеты, после того, как в марте прошлого года был объявлен мораторий на выплаты. Лет 13 уже регулярно хожу в арбитражный суд и не видела подобной картины. Специальные объявления для вкладчиков «Гурьянина», отдельные люди, принимавшие заявления от «потерпевших», информация, опять же в отдельном порядке, размещается на сайте суда. Подобного не было при банкротстве ни кузбасских банков, ни крупнейших предприятий области. Даже предстоящее на днях заседание суда, на котором будет решаться, какую дальнейшую процедуру банкротства вводить в кооперативе, планируется провести не в суде, а в областной филармонии. Так много людей ожидается на процессе. Когда-то, вспоминают пайщики, в таких залах  проходили собрания, на которых руководство «Гурьянина» рассказывало об очередных повышенных процентах по вкладам…
Глава «Гурьянина» Александр Истомин почти год как под арестом. Статьи – присвоение средств и растрата, ущерб кооперативу. Впрочем, Истомин с марта нынешнего года уже не директор кооператива. Его отстранил суд по заявлению временного управляющего Дениса Антонова. Задачей Антонова был анализ дел в «Гурьянине», чтобы ответить на вопрос, есть ли что-то в нем для расчета с людьми, которые несколько лет несли в кооператив деньги. А Истомин,  хотя бы потому, что находится в СИЗО, физически не мог предоставлять, как того требует закон, необходимые управляющему сведения. Истомина отстранили (он, кстати, попытался оспорить это решение, но безуспешно), дело пошло. И на этой неделе Антонов представляет свои выводы на собрании кредиторов кооператива. Кредиторы – это те самые пайщики. По подтвержденным судом данным («отдельная» работа в суде как раз и была мотивирована необходимостью принятия заявлений от людей для признания их кредиторами), почти 2,4 тысячи человек числятся в списке кредиторов. Но это еще не все пострадавшие от невыплат, а только те, кто успел предъявить требования в установленный законом срок. По подсчетам управляющего, реестр может быть вдвое длиннее: время для заявлений еще будет.
У кооператива сейчас мало что осталось. Деньги на банковских счетах и наличность– всего чуть больше 7 млн. рублей. Это самые «быстрые» из доступных средств для расчета с кредиторами. Считайте сами, кому сколько достанется хотя бы из тех самых 2,4 тысячи человек. Им кооператив должен 310 млн. рублей. Есть, правда, еще имущество – нежилые помещения в разных городах области, склад на месте бывшей котельной, недостроенный новый офис  в Гурьевске, квартира в Кемерове. Сколько стоит это имущество, даже оценить сложно, а рассчитывать на его продажу – вообще из области чуда. Оно обременено залогами. Есть кредиты, которые выдавал кооператив, точнее должники, с которых можно вроде бы «получить». Но сами вкладчики (а кое-кто из них волей-неволей выяснял подробности работы кооператива) уверяют, что «мертвое это дело»: кредитная политика кооператива не выдерживала никакой критики. В целом же расклад такой – две трети долгов кооператива возвращать пока нечем. Вот такой анализ дел и слушают на этой неделе на собрании в Новокузнецке, Белове, Гурьевске, Салаире, Кемерове. На прошлой неделе – в Новосибирске (кооператив и там работал).
Города разные (в назначенное место съезжаются и жители соседних территорий), а собрание одно. Тоже прецедент. Так собрание кредиторов, самое, кстати, важное, потому что оно решает вопрос – банкротить или нет кооператив, еще в Кузбассе не проходило. Управляющий уверяет, что сделано это для удобства людей. Все же много среди них пожилых. Ряд кредиторов считает, что равные права кредиторов важнее. Мол, все должны слушать одно и то же и в одном месте. И якобы уже сейчас готовы оспаривать законность собрания.
В законе, впрочем, запрета на «разделение» людей лет. Опять же, суть дела способ сбора не меняет. Ну, не появятся же к концу недели несколько сотен миллионов рублей для вкладчиков. Правда, и к этой мысли привыкать людям придется не неделю. Людям, которые сначала хотели «голову Истомина», после его ареста – немедленной конфискации его имущества (слухов о машинах, квартирах, заграничных счетах главы «Гурьянина» ходило много), а сейчас – даже возобновления работы рулетки под названием кооператив. Разные повороты мысли о том, как вернуть свои деньги. Повернуть мысль в другую сторону – забыть про «Гурьянин» и будущие кооперативы – пока не получается.
Комментировать 0
Оставить комментарий
Как пользователь
социальной сети
Аноним
подписка на газету кузбасс
объявление в газете кузбасс
объявление в газете кузбасс
подписка на газету кузбасс