Рисованные истории
Сегодня снова поговорим о чтении. Книги, которые можно еще и «смотреть» — комиксы, графические романы, манга. Это признанная часть современной культуры. Чаще всего они популярны среди подростков, но этот мир «затягивает» и взрослых. Чем они интересны, в чем их отличие? Разобраться в этих вопросах поможет Максим Смердин, библиотекарь отдела подросткового и молодежного чтения государственной библиотеки Кузбасса для детей и молодежи.
Максиму Смердину 23 года, в библиотеке работать начал еще в школьные годы (в качестве волонтера). Здесь же подрабатывал во время летних каникул, а потом решил получить специальное образование в Кузбасском колледже культуры и искусств имени народного артиста СССР И. Д. Кобзона. Сейчас Максим работает с подростками и молодежью. Он сразу заметил, что в молодежной среде популярны рисованные истории, поэтому решил продвигать их в библиотеке, тем более ему это самому очень интересно.
— Рисованные истории отличаются друг от друга, у каждой есть свои особенности, но объединяет их одна цель – сделать так, чтобы читателю, взявшему в руки комикс, графический роман или мангу, было нескучно смотреть и читать их одновременно, — поделился с «Кузбассом» Максим Смердин.
РИСОВАННЫЕ ИСТОРИИ. ВИДЫ
1.Комиксы — название пришло к нам из США, хотя принято считать, что дорогу к современным комиксам открыл не американский писатель, а английский художник-карикатурист и писатель Томас Роулендсон. Но именно в США активно стали использовать и продвигать этот жанр. Комикс представляет собой небольшой журнальчик объемом 20-45 страниц, который выпускается по сериям и рассказывает нам историю, посвященную одному персонажу, где одна история продолжает другую. Каждый выпуск имеет красочные иллюстрации, разбитые на блоки разного размера. Но кроме картинок, важную роль играет краткий и ясный текст, который вставлен в так называемые облака, или их еще называют словесные пузыри, вылетающие из уст персонажей. В основном история имеет незамысловатый сюжет, который легко усваивается, так как комиксы были рассчитаны на аудиторию подростков до 14 лет.
Например, комикс «Фрижель и Флуффи. Тайна пропавших арбузов». Выпуск 1 (6+). Авторы: Фрижель и Жан-Кристоф Дерьен. Художник: Мэнт.
Сюжет: главный герой Фрижель, ученик волшебника, и его верный друг и соратник пес Флуффи мечтают стать настоящими искателями приключений. Мечта не заставила себя долго ждать: украден стратегический запас арбузов, и теперь нашим героям предстоит выяснить, кто это сделал. Данная рисованная история является примером классического комикса, который не имеет формат журнала, а выглядит как небольшая книга, но по объему соответствует нормам. Издается по сериям. История простая и понятная, есть главный герой, на котором акцентируется внимание. Рекомендуется детям до 14 лет.
- Графические романы — они максимально приближены к литературным произведениям, состоят из тех же частей, что и художественные произведения: экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация и заключение. Сюжет в большинстве случаев сложный, но в то же время продуманный до мелочей, где графические изображения выступают помощником в понимании истории, которая повествуется, поэтому каждый фрагмент хорошо проработан и несет смысловую нагрузку на читателя, в отличии от комиксов. Немаловажная часть – персонажи. По ходу истории они развиваются, меняется их психологическое состояние, в комиксах же герои более линейны. Объем таких романов приближен к книжному формату, объем которого составляет от 50 и 200 страниц. Поэтому данный формат рассчитан на более взрослую аудиторию, нежели комиксы.
Например, графический роман «Бэтмен. Двор сов» (16+). Автор: Снайдер Скотт. Художник: Капулло Грег.
Сюжет: Двор Сов. Каждый житель Готэма слышал о нем, но никто никогда не видел. Многие считают, что настоящие хозяева Готэма именно Совы. Но Бэтмен не верит слухам, у него другое мнение на этот счет. Кто знает, может быть, эти сказки на самом деле окажутся правдой. Самый явный пример графического романа. Это средняя по размеру книга в твердом переплете. Имеет структуру художественного произведения. Сюжет продуманный и интригующий, каждый персонаж имеет значимость для данной истории. Объем 192 страницы. Рассчитан на более взрослую аудиторию, начиная от 16 лет.
- Манга. Первое упоминание в Японии о рисованных историях приходится на XII век, тогда манга существовала в виде свитка, на котором были различные изображение с подписями, повествующие о чем-либо. Современная манга, которая лежит на полках в магазинах, начала приобретать свой привычный вид в послевоенные годы. Есть мнение, к которому склоняется большинство, что вовремя оккупации Японии попавший туда американский комикс внес свой вклад в развитие манги как отдельной культуры. С развитием технологий, которые дали возможность художникам создавать что-то новое, манга стала издаваться не только для детей, но и для всех возрастных групп в разных жанрах.
Но чем отличается манга от других рисованных историй? Почти вся манга издается в черно-белом формате, и даже современные технологии не нарушают традиции. Второе, что сразу бросается в глаза, – мангу надо читать справа налево. Это связано с японской письменностью. Но более весомое отличие заключается в другом. Манга создается одним автором. Сюжет, эскизы, раскадровка, фоны, звуки и текст – всем этим занимается человек, которого называют мангака. В западных изданиях над комиксами работают целые команды.
Например, «ONE PIECE: Большой куш» (12+). Автор: Эйитиро Ода. Художник: Эйитиро Ода.
Cюжет: Голд Роджер, король пиратов, добившийся за свою жизнь богатства, славы и власти, спрятал где-то на просторах этого мира загадочное сокровище, которое все называют One Piece. После смерти Роджера множество смельчаков кинулись на поиски этого большого куша. Парень по имени Луффи всегда мечтал стать пиратом, и не просто пиратом, а королем. Еще в детстве он ненароком съел плод резина-резина и приобрел суперсилу. Он пообещал себе, что когда он вырастет, то найдет эти сокровища, которые помогут ему стать королем пиратов. Ван Пис (One Piece) – это пример классической манги, где есть хороший сюжет и богатые классические клише и устои. Оформление соответствует всем традициям этой культуры. Подойдет для чтения детям и взрослым.
ПОРТРЕТ ЧИТАТЕЛЯ
Так как в России комиксы находятся на стадии становления, отношение к ним далеко не однозначное: от полного принятия, восторга и искренней читательской любви до отторжения и взгляда как на «низкопробную литературу». Основная масса кемеровских читателей — это дети и молодежь. Зачастую их знакомство с рисованными историями начинается с американских мультфильмов и аниме, и некоторые постепенно переходят к комиксам и манге. Хотя среди любителей рисованных историй, а точнее графических романов, есть и люди более старшего возраста.
— Почему я начал читать именно комиксы? Симпатизировали персонажи из вселенной «Марвел», очень нравились комиксы по «Человеку пауку». Фанатам жанра и любителям супергероев определенно стоит читать. Люблю аниме, поэтому порой почитываю мангу, она является краеугольным камнем для японской анимации, — поделился Александр, 23-летний читатель библиотеки.
— Мне нравится читать мангу, я — большой фанат данной литературы. Первая манга, которую я прочитала – «Тетрадь смерти» и мне снесло крышу, это было что-то невероятное. Тем, кто собирается начать читать мангу, советую к прочтению «Фейри Тейл», «Берсерк», «Моя геройская академия», — добавила читательница 23-х лет по имени Ольга.
Хочется добавить, что Государственная библиотека Кузбасса для детей и молодежи находится на стадии формирования фонда рисованных историй. Поэтому библиотекари используют все возможные способы для изучения спроса. Общение с читателями — важный аспект в этом вопросе, поэтому стоит прислушиваться к их мнению. Также специалисты библиотеки посещают различные сайты и онлайн магазины, где можно посмотреть рейтинг популярности и, отталкиваясь от этого, составить свой список заказываемой литературы. Не стоит забывать, что библиотека ведет работу с различными издательствами к примеру: «Азбука», «АСТ», для маленьких – «МИФ» и «Эксмо-детство».
Все это помогает постепенно сформировать фонд библиотеки.