Боевой подарок землякам
Легендарный военный самолёт отреставрирован компанией СУЭК в рамках сотрудничества с администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа. Истребитель-бомбардировщик Су-17 установят в сквере патриотов «Боевая слава Сибири» весной следующего года.
Самолёт-загадка
Один из цехов завода «Сиб-Дамель» (входит в состав «СУЭК-Кузбасс») занимает величественная боевая машина Су-17 – первый отечественный самолёт с изменяемой геометрией крыла, на протяжении трёх десятилетий состоявший на вооружении военно-воздушных сил Советского Союза и России и до сих пор продолжающий нести службу в некоторых зарубежных странах. Но откуда на предприятии, специализирующемся на производстве и ремонте горно-шахтного оборудования, взялся истребитель-бомбардировщик?
Реставрация Cу-17 – одно из мероприятий в рамках Года памяти и славы, объявленного президентом России. Самолет передан в Кузбасс по договоренности губернатора региона Сергея Цивилева с руководством Министерства обороны РФ.
«С просьбой отреставрировать самолёт, который находился в военной части под Оренбургом, обратилась администрация Ленинска-Кузнецкого. Задача специфическая и очень интересная. До этого мы имели дело только с наземной военной техникой, восстанавливали, к примеру, танк и БТР, которые сейчас стоят в городском сквере патриотов. Но опыта работы с самолётами не было, – рассказывает заместитель директора по производству ООО «Сиб-Дамель» Геннадий Говорухин. – Когда брались за дело, было только общее представление об этом истребителе-бомбардировщике, а какие у него сочленения узлов, как его демонтировать, мы понятия не имели. Ведь инструкций по сборке-разборке такой военной техники в открытом доступе не найдешь. Единственное, нашли в интернете фотографию, на снимке с Су-17 крыло снимают. Для нас и это было большим подспорьем».
Удивили даже военных
Геннадий Говорухин возглавлял группу специалистов, отправившихся в ноябре за самолётом в Оренбургскую область. Своими сотрудниками он гордится – у всех золотые руки, каждый проявил недюжинную смекалку. Незаурядное техническое мышление обнаружилось уже при подготовке к командировке, когда необходимые инструменты подбирали, как говорится, по наитию. И не ошиблись – пригодилось всё, от шлифовальных машинок до пилы по дереву.
За демонтаж Су-17 работники «Сиб-Дамеля» взялись с энтузиазмом, несмотря на непростые условия: аэродром находится за несколько десятков километров от города в чистом поле, где насквозь продувают холодные пронзительные ветра. На ходу знакомясь с новой для себя техникой, заводчане под открытым небом аккуратно, деталь за деталью, разобрали самолёт своими силами всего за три дня. Хотя военные, с интересом наблюдавшие за работой «гражданских», изначально предполагали, что это займет не меньше пяти дней. Кстати, Су-17 был единственным советским боевым самолётом, участвовавшим в Афганской войне 1979-1989 годов от начала и до конца. Но эта машина, как рассказали кузбассовцам представители ВВС, несла службу в другой части света –патрулировала небо над Восточной Германией, а в начале 1990-х, во время вывода советских войск из ГДР, была перебазирована в Предуралье.
Су-17 – внушительных размеров техника: длиной 19 м, с размахом крыльев почти 14 м и высотой (с учётом шасси) свыше пяти метров. Однако проблем с транспортировкой не возникло. Истребитель-бомбардировщик оказался на удивление лёгким для своих габаритов (немногим более 5 тонн) и компактным, в разобранном виде он уместился в двух фурах.
Из камуфляжа – в «серебро»
Вопреки расхожему мнению, что разобрать легче, чем собрать, в случае с поступившим в Ленинск-Кузнецкий Су-17 получилось наоборот. Специалисты хорошо запомнили конструктивные особенности самолёта, поэтому работы по монтажу сложностей не вызывали. К тому же, заводчане сами изготовили макеты авиационных ракет и фугасной бомбы, которые закрепили, как и положено, на крыльях истребителя.
Гораздо больше времени занял финальный этап реставрации, в котором активно участвовал кузнец на молотах и прессах, художник по образованию Сергей Тихонов. Он постоянно задействован в подготовке горно-шахтного оборудования к выставкам и берётся за самую сложную работу, с которой не справляются даже маляры. Благодаря его мастерству из камуфляжного серо-зелёного цвета Су-17 стал серебристым.
Сперва с самолёта сняли всю старую краску, отшлифовали металлическую поверхность, на которую нанесли специальную эпоксидную грунтовку и эмаль для защиты истребителя-бомбардировщика от коррозии. И только затем уже началась покраска. На всё это ушло около двух недель.
«Самолёт объёмный, красить его было непросто. Серебристый цвет – красивый, но он и один из самых сложных. Эту краску необходимо наносить по всей машине максимально равномерно, чтобы избежать пятен и полос. А это лучше всего сделает один человек, поэтому я работал без помощников, – поясняет Сергей Тихонов. – Отдельные нюансы, например, что кончики ракет, нос и некоторые другие элементы должны быть красного цвета, узнал из интернета. По образцам изготовил трафареты для звёзд (опознавательные знаки ВВС СССР и РФ. – Прим. авт.), наносил разметку. Всё делал, как сейчас говорят, по мануалу, и своей работой я доволен. Для наших горожан старался, ведь военная техника всегда вызывает интерес, особенно у детей».
Результат впечатляет
Высокую оценку работе всех специалистов «Сиб-Дамеля», участвовавших в реставрации истребителя-бомбардировщика, дали представители городской администрации, которые пришли посмотреть на результат контрольной сборки.
«На сегодняшний день в нашем сквере патриотов насчитывается восемь единиц боевой техники, мы установим там ещё и этот Су-17. Самолёт впечатляет! Когда смотришь на него, чувствуется мощь российского оружия. Без компании СУЭК мы, конечно, не смогли бы создать в городе место памяти и славы с такой коллекцией отреставрированных военных машин», – подчеркнул первый заместитель главы Ленинск-Кузнецкого городского округа Рашид Бадертдинов.
Самолёт вновь разберут и оставят на заводе до будущей весны. Планируется, что в апреле для Су-17 подготовят специальный постамент в сквере патриотов «Боевая слава Сибири», к майским праздникам легендарный истребитель-бомбардировщик займёт своё почётное место рядом с другими образцами боевой техники.