Брак подкидыша с найденышем, или Двадцать лет спустя
«Любовь всегда права, или Бомарше и Ко».
Музыкальная комедия в 2-х действиях. Спектакль Музыкального театра Кузбасса по пьесе Бомарше «Преступная мать, или Второй Тартюф».
Композитор Марк Самойлов. Либретто Юрия Димитрина. Постановка Любови Дементьевой. Художник Иван Совлачков. Балетмейстер Юрий Писаревский. Саундтрек Артемия Туркчиева. В спектакле заняты Петр Карпов, Ольга Белова, Анжелика Карпова, Вячеслав Штыпс, Светлана Мухтарума, Константин Круглов, Валерий Титенко, Борис Каширский. Премьера состоялась 8 декабря 2010 г. на сцене Кемеровского облдрамтеатра.
Был такой старый советский анекдот, как писатель приносит редактору роман из великосветской жизни, а тот все время требует идеологических дополнений. В итоге рождается текст: «Граф пришел к графине, они попили кофе, потом граф поимел ее четыре раза на подоконнике, а за окном ковали. Ковали, недоковали, сказали: «Хрен с ним, завтра докуем», и ушли с пением «Интернационала». Примерно так все и происходит в комедии Пьера Огюстена Бомарше «Преступная мать» (1792), с тою разницей, что в действие вторгается «Марсельеза», потому что дело происходит во время Великой французской революции. Правда, драматургу это не помогло: заключительная часть знаменитой трилогии, начатой «Севильским брадобреем» и «Женитьбой Фигаро», успехом не пользовалась – ни при жизни автора, ни за два последующих века. Может статься, дело еще и в том, что композиторов масштаба Россини и Моцарта эта история до сих пор не вдохновила.
Действие происходит через двадцать лет после событий «Женитьбы Фигаро». Граф Альмавива, испанский посол в Париже, получает прямые доказательства, что его сын Леон на самом деле – плод преступной страсти графини Розины к прыткому подростку Керубино. Леон влюблен в воспитанницу графа Флорестину и шокирован таким поворотом: ведь жениться на сестре невозможно. Пламя интриги раздувает злодей-секретарь Бежарс, который сам имеет виды на юную воспитанницу. Задуть это пламя пытается Сюзанна, супруга Фигаро, но тщетно: скандал в благородном семействе разгорается не хуже санкюлотского мятежа. Пылкие влюбленные собираются в монастырь – хотя логичней было бы им уйти рука об руку в революцию… Тут как чертик из коробочки является Фигаро, который все это время мирно пьянствовал с приятелем-виноторговцем, и разруливает ситуацию: у него есть доказательства, что Флорестина – на самом деле плод неблаговидного союза графа с экономкой. Граф и графиня квиты, брак Леона с Флорестиной – отличный способ замазать трещину, злодей-секретарь наказан, можно даже вывести демократическую мораль: подкидыш найденышу неизменный друг.
Создатели спектакля постарались избавиться от лишней дидактики, добавили несколько цитат из предыдущих частей трилогии – литературных и музыкальных, а также сочинили прологи и интермедии, сохраняющие ироническую дистанцию: дескать, это все Бомарше придумал, наше дело – разыграть пограциозней.
В спектакле нет ни оркестра, ни балета, ни хора: это было решение, неизбежное в ситуации, когда театр мыкается без своего помещения, в котором все никак не закончат реконструкцию. Сценическое оформление вполне традиционное: барочные интерьеры, версальские куртины, расписные ширмы, тусклые зеркала. Костюмы условно-декоративные, но без явных анахронизмов (правда, виноторговец Фаль бродит в пижаме национальных цветов, но тут можно различить игру с революционными модами: аристократы носили короткие штаны с чулками, демократы – длинные брюки). Световые и прочие спецэффекты также достаточно деликатны. Словом, девиз всей постановки – умеренность и аккуратность.
Тем выпуклее на этом фоне достоинства музыкальной драматургии. Марк Самойлов умеет выбрать нетривиальную литературную основу и создать замечательно точную ее музыкальную интерпретацию. Это доказали предыдущие его постановки в кемеровском театре – «Астрономия любви» по Михаилу Себастьяну и «Прелести измены» по Дарио Фо. В нынешней работе сольные арии, дуэты и трио, танцевальные нумера нарочито правильно расставлены по мере усложнения несколько механической интриги – Бомарше недаром был сыном часового мастера. Действующих лиц всего восемь, так что у каждого исполнителя есть возможность блеснуть.
При том, что все актерские работы по-своему неплохи, стоит выделить Валерия Титенко в роли Бежарса, долгоногого паука, ткача зловещей интриги, а также Анжелику Карпову – Сюзанну: ей досталось сплетать все сцены в единое действие, и она справляется с задачей непринужденно. Фигаро же здесь достается, по существу, единственная ударная сцена, но это кульминация всего спектакля; тут-то Вячеслав Штыпс и заставляет вспомнить о своем незаурядном даровании, по которому кемеровская публика изрядно соскучилась.
Про героизм театра, который уже несколько лет играет на приспособленных площадках и умудряется при этом выпускать новые спектакли, уже много было сказано до премьеры и после нее. Хочется подчеркнуть, что «Любовь всегда права» — спектакль, который будет иметь заслуженный успех без скидок на привходящие обстоятельства. И напомнить, что Марк Самойлов – автор, с которым в последние годы связаны самые яркие успехи Музыкального театра Кузбасса. В этой связи будем с нетерпением ждать новый мюзикл маэстро – «Поцелуй тети Клавы» по Венедикту Ерофееву. Кстати говоря, отличный повод открыть обновленную сцену, когда ремонт все-таки закончится.
Юрий ЮДИН.
Фото Федора Баранова.
25.04.2012 в 03:10
ну,вот!!!!!Опять те же…………(до тошноты)
Ответить