Не созерцать, а делать

Перспективы развития креативного туризма в Кузбассе обсудили на стратегической сессии в Кемерове представители регионального культурного и туристического сообщества, а также федеральные эксперты.
Путешествия в стиле hand—made
Сходил на экскурсию, сфотографировался на фоне достопримечательностей, если есть пляж – полежал на песочке. Именно такой туризм, который в профессиональных кругах называется рекреационным, наиболее широко распространён в России. И Кузбасс в этом смысле не исключение. Однако в современном насыщенном рынке туристических услуг царит жёсткая конкуренция, и нашему сибирскому региону, известному по большей части своими угольными шахтами и разрезами, есть над чем работать в плане привлечения гостей.
Да, у нас есть Шерегеш – зимний курорт, популярный у сноубордистов и горнолыжников по всему миру. Но в летние месяцы на живописных склонах Горной Шории отдыхающих гораздо меньше. А что говорить про другие территории, где нет выдающихся природных, исторических или каких-либо других достопримечательностей? Тогда необходимо развивать креативный туризм, уверен руководитель Центра территориального маркетинга, член экспертного совета при правительстве РФ Константин Гаранин.
«Этот вид туризма подразумевает, что люди приезжают не созерцать, а что-то делать, то есть продуцировать креативный продукт. В этом его принципиальное отличие от рекреационного и культурно-познавательного туризма, – пояснил столичный эксперт. – Например, это могут быть пленэры, когда любители живописи специально приезжают, чтобы запечатлеть на своих картинах природу, или фототуризм. В Кузбассе можно развивать такое направление, как промышленная фотография, чтобы люди сюда прибывали учиться фотографировать угольные разрезы, процессы выплавки металла или что-нибудь ещё в этом духе. Есть определённый пласт ценителей такого искусства. Пусть их и немного, но они ещё становятся бесплатными источниками информации, по сути, живой рекламой. А это первый шаг к тому, чтобы про Кузбасс узнавали в определённых кругах потенциальных туристов».
Такие туристы готовы приезжать не на один-два дня, а на несколько суток или даже пару недель. И они будут платить деньги не только за питание, проживание в гостиницах или арендуемых квартирах, но и за услуги специалистов, обучающих путешественников тому или иному занятию. Всё это будет работать на экономику региона.
Константин Гаранин рассказал участникам стратегической сессии, что в России есть опыт успешного внедрения креативного туризма. Так, небольшой город Старая Русса в Новгородской области известен своими минеральными источниками, ещё с 30-х годов XIX века там действует курорт, где любили отдыхать известные люди, в том числе и писатель-классик Фёдор Достоевский. На это и сделали ставку разработчики проекта «Старая Русса – город Достоевского». И туристы здесь не ограничиваются посещением дома-музея, где в своё время жил автор «Преступления и наказания», «Идиота», «Братьев Карамазовых». В Старой Руссе проводят литературные занятия, где отдыхающие учатся основам писательского мастерства, для иностранцев организованы курсы литературного русского языка. Причём на реализацию проекта привлекаются федеральные гранты.
Креативные кадры
Участники стратегической сессии в столице Кузбасса активно заинтересовались темой креативного туризма. Резервы есть, необходимо использовать имеющийся потенциал.
«К нам в Мариинск приезжает меньше туристов, чем раньше, – констатирует Елена Кадацкая, директор автономной некоммерческой организации, которая занимается информационной инфраструктурой для развития туризма. – Наш город славится своей уникальной для Кузбасса архитектурой, но сейчас мало кому интересно просто приехать посмотреть, через два часа экскурсии люди начинают уставать. Поэтому надо придумывать что-то новое, и у нас есть мастера, которые могут научить туристов самих делать из бересты те же сувениры. К тому же можно развивать деловой туризм, когда компании организуют деловые тимбилдинги. Для этого у нас есть культурно-историческая составляющая, а инфраструктуру подтянем».
Для развития креативного туризма необходимы высококлассные специалисты (фотографы, аниматоры, дизайнеры, в общем, представители творческих профессий), чтобы люди из других регионов и даже стран приезжали учиться именно у них. К тому же они способны создавать самые разнообразные качественные продукты в сфере туризма – от мультимедийного обеспечения готовых проектов до разработки уникальных сувениров.
В подготовке таких профессионалов готова помочь Школа креативных индустрий, которая войдет в состав Сибирской Высшей школы музыкального и театрального искусства и начнёт работу в следующем году в Кемерове. Там будут учиться в формате дополнительного образования дети и подростки, начиная с двенадцати лет. Занятия будут проходить в нескольких студиях: анимации, звукорежиссуры и электронной музыки, интерактивных цифровых технологий, фото- и видеопроизводства, дизайна и театральных технологий. Учить ребят будут педагоги-практики, профессионально занимающиеся творческой деятельностью. Образовательная программа двухступенчатая: в первый год обучения воспитанники попробуют свои силы поочерёдно во всех направлениях, чтобы уже определиться ко второму году с наиболее понравившейся специализацией.
«Мы будем учить не только создавать творческие проекты, но и реализовывать их, – подчеркнул руководитель Школы креативных индустрий Иван Клиндухов. – Очень важно, чтобы они это делали на этой земле. Для Кузбасса будет мало толка, если они научатся создавать крутые проекты и будут уезжать в Москву и Санкт-Петербург. Комплексная задача, которая стоит в том числе и перед местными властями, – создать условия для успешного ведения малого и среднего бизнеса в сфере креативных индустрий и развития креативного туризма».
Участники встречи пришли к выводу, что необходима комплексная стратегия развития креативного туризма в регионе, в том числе с предложениями и идеями от представителей культурного и туристического сообщества в территориях. По оценкам экспертов, разработка комплексного плана действий может занять до одного года.