Великий мастер горного искусства
В нынешнем году исполнилось 130 лет со дня рождения ученого, внесшего огромный вклад в развитие угольной отрасли не только Кузбасса, но и всей страны, – Льва Дмитриевича Шевякова.
Не случайно в краеведческом музее Междуреченска ему посвящен отдельный стенд. Именно в этом городе одной из шахт было присвоено имя Шевякова – крупнейшего советского ученого в области горного дела, выдающегося инженера.
Абсолютный новатор для своего времени
«Лев Дмитриевич был уникальной личностью. Он родился в императорской России, в купеческой семье. В 1912 году окончил Екатеринославский (Днепропетровский) горный институт. Его студенческий проект по горному искусству был удостоен премии имени Кулибина, – рассказывает сотрудник Междуреченского краеведческого музея Марина Тийко. – И вообще, знаете, что больше всего меня поразило? То, что кафедра, на которой он учился, называлась именно кафедрой горного искусства! Сейчас мы это называем горным делом. А вот он действительно всю свою жизнь занимался горным искусством».
Сразу после института Льва Шевякова пригласили работать в институте – и он начинает заниматься научной деятельностью, защищает кандидатскую диссертацию.
Из тех немногих фрагментов биографии ученого, которые удалось отыскать, в частности, в электронной энциклопедии Томского политехнического университета, известно, что Шевяков работал в особой комиссии по составлению плана восстановления каменноугольной промышленности Донбасса.
В 1928-1929 годах он – заведующий отделом эскизного проектирования Сибугля в городе Новосибирске. При его непосредственном участии и затем под его руководством были разработаны проекты ряда крупнейших шахт в Кузбассе и других регионах страны. В 1939 году Льва Дмитриевича избрали действительным членом Академии наук СССР, а в 1942-м он был удостоен Сталинской премии первой степени.
«Это был такого уровня ученый, что в 1925 году он ездил в Германию, Великобританию и США, где общался с инженерами и шахтостроителями, его научные связи были обширными, он владел иностранными языками. И при этом никогда не был репрессирован, – рассказывает Марина Тийко. – Вся его деятельность связана с развитием горнодобывающей промышленности, он выполнил около трехсот научных работ, которые были абсолютно новаторскими для того времени. Он был консультантом нашего Сибгипромеза (Сибирский институт по проектированию металлургических заводов в городе Новокузнецке). Шевяков делал аналитические исследования пластов с помощью математических методов. В настоящее время студенты КузГТУ и вообще технических вузов всего мира изучают отдельные главы в учебниках, написанные Львом Шевяковым».
Скончался прославленный ученый 3 июля 1963 года в Москве, но имя его вполне заслуженно было увековечено в главном шахтерском крае страны, в городе Междуреченске. Этому предшествовало постановление Совета министров РСФСР от 20.08.1963 №1015 «О присвоении имени академика Шевякова Л.Д. Томь-Усинской шахте №5-6 Кузбасского совнархоза». В номере газеты «Кузбасс» за 29 августа 1964 года есть заметка, в которой говорится об успехах нового предприятия:
«Быстро развивается шахта «Томь-Усинская-5-6» имени Шевякова. За семь месяцев коллектив предприятия увеличил добычу угля на 58%, а производительность труда возросла на 10,5%, себестоимость топлива снижена на 1 руб. 51 коп.».
Как определялись перспективы Кузбасса
«Он не здесь родился и никогда не был в Междуреченске. Но сделал для Кузбасса много», – рассказывает Марина Тийко.
Известно, что у нас Лев Дмитриевич бывал. В частности, в ноябре 1948 года на конференции по изучению производительных сил Кузбасса. Об этом масштабнейшем событии рассказывает газета «Кузбасс» в номере от 19 ноября 1948 года:
«В работе конференции принимают участие виднейшие ученые нашей страны. Вице-президент Академии наук СССР И.П. Бардин, академики Л.Д. Шевяков, А.А. Скочинский, А.В. Винтер…».
Об особом авторитете и важнейшей роли Шевякова на этой конференции свидетельствует хотя бы тот факт, что в ряду членов президиума он назван третьим – сразу следом за И.П. Бардиным и Е.Ф. Колышевым, секретарем Кемеровского обкома ВКП(б). Примечательна и должность Льва Дмитриевича: председатель Совета по изучению производительных сил при Академии наук СССР.
Есть и другое упоминание о нем в тексте газетной публикации – красноречивая примета того времени: «Зал бурной овацией встречает предложение академика Л.Д. Шевякова избрать почетный Президиум конференции Политбюро ЦК ВКП (б) во главе с великим Сталиным».
Словом, он был одним из ведущих участников конференции, которая на много лет вперед определяла развитие Кузбасса. В частности, в своей речи Колышев тогда отметил: «Исходя из Сталинской программы – довести добычу угля до 500 млн тонн, мы считаем, что Кузбасс должен занять в ее выполнении одно из выдающихся мест». Также речь шла о том, что для быстрого наращивания угледобычи в бассейне необходимо наряду с усилением шахтного строительства на действующих рудниках осваивать новые месторождения.
Штопаный китель академика
«Шахта Шевякова» была его лебединой песней, – говорит Марина Геннадьевна. – Это сложнейшая по горно-геологическим условиям шахта, в которой пересекаются крутопадающие пласты, много подземных вод. Но эта шахта добывала редкую марку угля, которая нужна металлургии. Она долго гремела по всему Союзу, некоторые шахтеры были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда. Но в 1992 году там произошла трагедия, погибли люди, и шахта была закрыта из-за сильного подземного пожара. Возможно, это произошло потому, что сам Шевяков уже не мог дальше ее курировать…»
…Сегодня в экспозиции междуреченского краеведческого музея хранятся уникальные экспонаты – личные вещи великого ученого: китель и фуражка академика, записная книжка. Эти вещи передал музею сын Льва Дмитриевича. «Видите, что позолота уже вытерлась, видны даже следы штопок на кителе. Он был у него один, в нем он работал, много общался. Брюк нет, потому что он их сносил. Сын говорил, что они находятся в таком состоянии, что он просто не может их передать в музей. Вы представляете?! Человек получил Сталинскую премию в 1942 году. И, скорее всего, он ее отдал на военные нужды, – предполагает краевед Марина Тийко. – Я о нем не могу найти много информации. То ли он был настолько закрытым человеком, то ли время такое было, когда люди не выпячивали себя».
По словам Марины Геннадьевны, под конец жизни у ученого были большие проблемы со зрением. Видимо, много здоровья было отнято трудом буквально на износ. Он работал с огромной лупой. А последние записи в его книжке сделаны всего за несколько месяцев до смерти.
Лев Шевяков был удостоен ордена Ленина, двух орденов Трудового Красного Знамени. В числе его многочисленных наград и знак «Шахтерская слава» первой степени. Похоронен Лев Дмитриевич в Москве на Новодевичьем кладбище.
Кстати
Нынешним летом исполнилось 30 лет с того момента, как в Междуреченске начались первые волнения шахтеров, которые потом переросли во всероссийскую забастовку. В окнах городского краеведческого музея в напоминание о том времени перемен – выставка фотографий. Представленные на снимках события уже стали частью истории не только этого шахтерского города и Кузбасса, но и всей страны.