Тайны древнего склепа

Учёные лаборатории археологии Федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН завершили в этом сезоне раскопки археологического памятника – кургана раннего железного века Алчедат-III, где они обнаружили ценные находки.
О проведении раскопок и находках «Кузбассу» рассказал старший научный сотрудник лаборатории археологии Федерального исследовательского центра угля и углехимии СО РАН Павел Герман.
Археологические работы проводились в рамках реализации проекта «Экспедиция «Тайны кургана Алчедат». По итогам грантового конкурса Русского географического общества проект одержал победу в номинации «Организация экспедиций и путешествий».
Одиночный курган Алчедат-III был открыт ещё в 1958 году и поставлен на учёт. Но к раскопкам приступили только в наши дни. Он представляет собой склеп – захоронение древних людей тагарской культуры примерно II века до н. э. Погребения людей были найдены как в самом склепе, так и в насыпи, которая традиционно возводилась над погребальным сооружением. А это как раз и является одной из неожиданных находок. В Кузбассе ранее было раскопано много других аналогичных склепов, но впускных захоронений в насыпях почти на встречалось.
Также были найдены отдельные погребения, предположительно того же периода, но их относят к другой, каменской, культуре. Её представители повлияли в своё время на тагарскую культуру, эти народы были соседями и современниками. Тем не менее остаётся вопрос: в каком временном интервале были сделаны эти захоронения.
Барсук-«археолог»
Как ни странно, но «раскопки» кургана начал барсук. Он поселился в склепе, вырыл большую нору и каким-то образом вытащил на поверхность керамический горшок, некоторые кости человека и бронзовые предметы из погребения: бронзовые ножи, кинжал, чекан (древнее оружие с металлическим наконечником, наподобие ледоруба, крепилось на древке).
Находки барсука были переданы археологам.
Радиоуглеродный анализ найденных костей человека среди «барсучьих выносов» из норы дал диапазон в три столетия: от II века до н. э. до I века н. э. Но сам характер находок в склепе, говорит учёный, указывает что это II век до н.э. После того как археологическая разведка дала обнадёживающие результаты, учёные приступили к раскопкам. Основная работа была сделана в нынешнем сезоне. В работе экспедиции приняли участие более 100 человек – отряды детско-юношеской организации «Братство православных следопытов», школьники из Кемерова, Новокузнецка, Осинников, Мариинска и села Алчедат, студенты-практиканты КемГУ, а также волонтёры из разных городов Кузбасса, Томска и Красноярска.
Склеп
В традиции тагарцев было принято после заполнения склепа поджигать его. Это входило в ритуальную практику.
По одной гипотезе, склепы функционировали недолго: сезон. Покойники каким-то образом накапливались, видимо, где-то временно хранились. Возможно, их частично мумифицировали (полная мумификация начинается в более поздний период). Потом сооружали склеп и в течение сезона всех там хоронили. После этого склепы поджигали.
Склепы представляют собой довольно однотипную конструкцию: деревянный сруб внутри котлована, перекрытый бревенчатым накатом. Сверху накрывали берестой для гидроизоляции и долговечности. И тут возникает другая гипотеза: склепы существовали десятилетия или даже столетия… Сверху склеп закладывали дёрном. Для последующих захоронений оставляли что-то типа лаза или входа.
Сам склеп говорил о том, что определённая группа людей живёт здесь долгое время, раз хоронит соплеменников, а значит, данная территория закреплена за ней.
«Что произошло здесь?.. В склепе делали захоронения, он был действующим. Потом пришли другие люди, возможно, у них была вражда, территориальные претензии. Они сожгли и разграбили склеп и, возможно, использовали объект для захоронений в насыпи. Хотя это могли быть и совершенно разные истории», – делает предположения руководитель экспедиции Павел Герман.
Древний народ
«Костяки (останки человека. – Авт.) из впускных захоронений в насыпи оказались в хорошей сохранности. Есть взрослые черепа, некоторые костяки почти целые, хотя обряд захоронений был разнообразный и парциальный – это когда не весь скелет целиком захоранивали. В некоторый случаях нет рёбер или позвоночника, ступней, кистей и так далее», – говорит учёный.
Причины могли быть разными. Возможно, современники не посчитали нужным собирать и хранить все кости для дальнейшего захоронения, есть главное: руки, ноги, голова. Возможно, кости могли растащить животные или остальные кости были захоронены в другом месте. Позы тоже разные: на спине, на боку, ничком (на животе), с подогнутыми ногами.
Один из найденных скелетов принадлежал мужчине лет 40. Костяк был практически целым. В черепе – четыре отверстия, при жизни он получил травмы, от которых и скончался. По черепу видно: у него широкие скулы, что, по предварительным данным, указывает на монголоидный тип.
Надо отметить, что тагарское население изначально было европеоидного типа. Со временем происходило смешение народов.
«Да и вообще этот период, ранний железный век, называют бурлящим котлом этногенеза», – утверждает учёный.

Фото автора.
Находки
Склеп содержал останки не менее 30 индивидов – взрослых и детей, но был полностью разграблен в древности. Тем удивительнее, что именно в склепе археологи сделали сенсационную находку: семена, по предварительным данным, конопли. Семена были обуглены в результате обряда. Подобный обряд с семенами конопли описывал ещё Геродот, рассказывая о скифских ритуалах погребения. Согласно повествованию, на заключительном этапе похорон скифы бросали семена конопли на раскалённые камни, тем самым совершалось некое ритуальное очищение. Ранее у нас таких находок не было.
К слову, семена конопли нашли в комплекте с медным зеркалом, шилом и ножом. Там же были найдены две стеклянные бусины. Можно предполагать, что данный набор положили рядом с упокоенной женщиной.
Ещё одной загадкой стал кромлех (древнее сооружение из камней в виде круга).
Вокруг склепа в насыпь было установлено 12 камней по окружности. Раньше подобные конструкции в тагарской погребальной архитектуре не фиксировали. Пока можно лишь сказать, что этот кромлех носит ритуальный характер.
Характерной чертой тагарской культуры являются оленные бляхи.
«Оленные бляхи – визитная карточка скифских культур, в тагарской их больше всего. В склепе же оленьих блях не нашли, что тоже удивило. Скорее всего, их похитили. Но на одном из чеканов мы видим фрагмент такой бляхи: бронзовую фигурку оленя. Вполне возможно, это кусок оленной бляхи, припаянный к чекану, что тоже очень удивительно. Мы ещё будем изучать находку», – говорит учёный.
История вопроса
«Подобных курганов было раскопано немало в 1950–1970-х годах во время экспедиции КемГУ под руководством Анатолия Ивановича Мартынова, нашего старейшего археолога. Но таких работ не велось уже лет пятьдесят. Это связано с тем, что к началу 1980-х годов научная тема кафедры археологии КемГУ по изучению раннего железного века в Мариинской лесостепи была завершена, – сообщает Павел Герман.
– Дальнейшие усилия кемеровских археологов были переориентированы на изучение петроглифов, работу в зоне будущего Крапивинского водохранилища и другие важные исследования. Можно сказать и так: решили оставить раскопки курганов следующим поколениям археологов, когда появятся новые методы исследований, новые возможности».
И хотя на территории Кузбасса было раскопано около сотни подобных курганов, находки из склепа Алчедат-III – это безусловная удача, уверен учёный. Часть загадок склеп помог раскрыть исследователям, но в то же время появилось много новых, которые ещё предстоит разгадать.

Фото с раскопок – Павла Германа.